Положнение по работе с одаренными и талантливыми детьми

Принято:
Решением педагогического
совете, протокол № 8
от 22 марта 2021 г.

Согласовано с
Управляющим советом,
протокол № 3 от
23 марта 2021 г.

Утверждено:
Приказом № 67-ОД от 22.03.2021.
Директор МБОУ СОШ № 3
_____ Н.Н. Закотий

Положение о работе с одаренными и талантливыми
детьми (включая вопросы поощрения и стимулирования
педагогов и обучающихся)
1. Общие положения.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством
интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие
возможности проявления;
имеют доминирующую активную, насыщенную познавательную
потребность;
испытывают радость от добывания знаний,
умственного труда; Условно можно выделить 3
категории одаренных детей:
дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных
условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем
школьном возрасте);
дети с признаками специальной умственной одаренности - в
определенной области науки (подростковый возраст);
учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении,
но обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью
психического склада, незаурядными умственными резервами (старший
школьный возраст).
Настоящее Положение составлено на основании следующих
нормативных документов:

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" от 04
февраля 2010 Пр-271;

Федерального государственного образовательного стандарта об
обучении одаренных детей (пункт 18.3.1 Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (извлечения));

Концепции общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов, утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. N Пр-827;

Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы
выявления и развития молодых талантов, утв. Заместителем Председателя
Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец 26 мая 2012 г.
№ 2405п - П8.
2. Цели и задачи обучения одаренных детей.
Цель – создание условий для развития одаренности обучающихся и
поддержка одаренных детей, повышение качества их обучения, расширение
возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий
социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах
«учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный
ученик – родитель».
Задачи:

развитие у одарённых детей качественно высокого уровня
представлений о картине мира, основанных на нравственных ценностях.

выявление одарённых детей с использованием различной диагностики,
определение типов одаренности учащихся;

составление индивидуальных маршрутов для одаренных обучающихся;
работа педагогов по индивидуальным маршрутам;

использование на уроках дифференциации на основе индивидуальных
особенностей детей;

отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности
мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в
урочной и внеурочной деятельности;

организация разнообразной внеурочной деятельности;

поощрение обучающихся и педагогов за достигнутые результаты;

увеличение количества победителей и призеров муниципального,
регионального, федерального этапа всероссийских предметных олимпиад
школьников и научно- практических конференций;


3. Основные стратегии обучения одаренных детей
3.1. Стратегия ускорения обучения:
•
индивидуализация обучения для одаренных учеников;
•
занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);
•
«перепрыгивание» через класс;
•
профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов;
•
радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским
программам;
•
поддержка творческой самореализации учащихся;
•
дистанционное обучение.
3.2. Стратегия обогащения обучения.
•
расширение кругозора;
•
освоение знаний об окружающем мире;
•
самопознание;
•
углубление в предметы;
•
освоение метазнаний (знаний о знаниях).

4. Принципы работы с одарёнными детьми
•
принцип расширения образовательного пространства;
•
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
•
принцип развивающего обучения;
•
принцип опережающего обучения;
•
принцип комфортности в любой деятельности;
•
принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей учащихся;
•
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
•
принцип
свободы
выбора
учащимся,
дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества;
•
принцип сотрудничества (переход от принципа «следуй за мной» к
принципу «веди себя сам»);
•
принцип создания ситуации успеха и уверенности.
5. Участники реализации данного положения
•
Администрация школы (директор, заместители);
•
Руководители школьных методических объединений;
•
Учителя-предметники;
•
Классные руководители;
•
Руководители кружков, объединений
и секций;
•
Педагог-психолог;
•
Родители, родительский комитет;
•
Школьное самоуправление;
•
Сообщество одаренных детей.
6. Формы проведения мониторинга реализации положения.
Формы
Периодичность
Предметные олимпиады
1 раз в год
Муниципальная научно1 раз в год
практическая
конференция достижений учащихся
Предметные недели
По годовому
плану
Творческие отчёты учителей из
Педсовет
опыта
работы с одарёнными детьми.
Внутришкольный контроль.
По годовому
плану
Творческие
отчёты кружков,
1 раз в год
объединений и спортивных секций.
Тематические конкурсы, выставки.

По годовому
плану.

Портфолио творческой
деятельности ученика

В течение года

7. Организация и функциональное обеспечение данного положения
7.1. Функции директора.
•
Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с
одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками
образовательного процесса.
•
Поощрение одарённых детей и материальное стимулирование
учителей, работающих с одаренными детьми.
7.2. Функции заместителей директора по учебно-воспитательной и
воспитательной работе:
•
Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных
с реализацией данного положения. (Постоянно)
•
Организация и проведение семинаров по проблемам работы с
одарёнными детьми.
•
Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.
(Постоянно)
•
Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ
для одарённых детей. (По заявкам учителей-предметников и классных
руководителей).
•
Сбор банка данных по одарённым детям (на основе мониторинга
или личностного портфолио).
7.3. Функции руководителей школьных предметных МО
•
Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад
(ежегодно).
•
Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня
сложности по предметам (постоянно).
•
Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде
методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и
т.д.)
•
Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих
с одарёнными детьми.
7.4. Функции учителей-предметников.
•
Выявление одарённых детей по своим предметам.
•
Разработка рабочих программ по предметам для работы с
одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности,
творческого, научно- исследовательского уровней.
•
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
•
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам,
конференциям школьного и районного уровня.
•
Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для
предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
•
Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде
творческого отчёта для предъявления на педсовете.
•
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития
способностей их детей по предмету.

7.5. Функции классных руководителей.
•
Выявление детей с общей одарённостью.
•
Планирование воспитательной работы в классе с учётом
реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
7.6. Функции руководителей кружков, объединений и секций.
•
Выявление и сопровождение одарённых детей.
•
Организация творческих отчётов детей.
•
Предоставление необходимой информации классным руководителям.
•
Консультирование родителей.
7.7. Функции педагога-психолога
•
Социально-психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная)
•
Индивидуальные занятия с обучающимися
•
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся
•
Работа с родителями (выступления на родительских собраниях,
консультации)
•
Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
7.8. Функции родителей, родительского комитета
•
Раннее выявление одаренности ребенка.
•
Создание комфортных, эмоциональных условий для развития
способностей ребенка
•
Определение социального запроса для школы.
•
Сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками
образовательного процесса.
8. Основные направления работы школы по выявлению, поддержке и
сопровождениюталантливых (одарённых) детей
8.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов,
направленных на раннее выявление и отслеживание развития талантливых
(одаренных) детей:

создание условий для выявления одаренных детей через
непрерывную систему конкурсных мероприятий, предполагающую
создание «ситуации успеха» для детей разного возраста;

создание школьного банка данных по талантливым и одаренным детям;

мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
8.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в
рамках школы для работы с одаренными детьми:

организация школьных конкурсов, олимпиад, выставок и др.;

проведение конкурсов исследовательских работ, обучающихся;

создание профессионального сообщества педагогов
(ответственные в образовательных организациях), работающих
с одаренными детьми;

участие в конференциях по работе с одаренными детьми в районе;

активное использование Интернет-технологий в организации работы
с одаренными детьми;

развитие проектной деятельности детей;

интеграция со СМИ по подготовке материалов для сайта школы,
печатных изданий в районную газету и другие печатные издания;

привлечение родительской общественности к работе с одаренными
детьми.
8.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение талантливых
(одаренных):

проведение предметных недель, с участием одарённых детей;

создание внутршкольного реестра (традиционных) конкурсов,
олимпиад, выставок, фестивалей, спартакиад и т.д..;

создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта
(детских объединений, форм массовой работы и др.).
8.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с
одаренными детьми:

Участие в районных мастер-классах, тематических семинарах и др. формах
по распространению опыта сопровождения развития одаренного ребенка;

Участие педагогов в мастер-классах по обмену опытом на основе сетевого
взаимодействия на уровне региона и т.д.
8.5. Помощь одаренным обучающимся в самореализации их творческой
направленности:

создание для обучающегося ситуации успеха и уверенности через
индивидуальное обучение и воспитание;

включение в учебный план школы факультативных курсов по
углубленному изучению предметов школьной программы;
 организация научно-исследовательской и проектной деятельности;

организация и участие обучающихся в интеллектуальных играх, творческих
конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
 организация самоподготовки, работы с Интернет-ресурсами, научной
литературой.
8.6. Работа с родителями одаренных детей:
 совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
 поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
8.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:
 педагогические консультации для одаренных детей, их родителей и педагогов;

помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных планов и для
одаренных детей;

проведение для одаренных детей мероприятий, направленных на развитие
их личности, социально-психологическую адаптацию, самоопределение и
самореализацию.
8.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью
мониторинга:

использование
олимпиады
для
оценки
успешности
усвоения
обучающимися учебного предмета (мониторинг по классам, параллелям,
индивидуальный мониторинг);
 тематические конкурсы, выставки;
 интеллектуальные предметные и творческие конкурсы;
 конференция учебно-исследовательских работ обучающихся района;
 проведение анализа с помощью индикаторов школьной системы оценки
качества образования;


- проведение сравнительного анализа результатов олимпиад с результатами
иных способов проверки усвоения предметов.
8.9. Система стимулирования детей и педагогических кадров, работающих с
одаренными детьми:
Педагоги
 награждение денежными премиями;
 награждение благодарностями, грамотами школы;
 участие в творческих конкурсах профессионального мастерства;
 информация об успехах и достижениях обучающихся в СМИ, на сайте школы

ходатайство о награждении Почетными грамотами, благодарственными
письмами регионального уровня;

ходатайство о награждении отраслевыми наградами Министерства
образования и науки РФ. Одаренные дети:
 награждение благодарственными письмами, почетными грамотами;
 награждение подарками;
 размещение фотографий на стенде школы;
 обеспечение участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного
уровня;
 информация об успехах и достижениях в СМИ, на сайте школы.
8.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке талантливых и
одаренных детей
 Беседы с родительской общественностью;
 Беседы с руководством различных предприятий города.
9. Организация занятия для одарённых детей.

9.1. Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения
возможностей обучающихся в определении и развитии индивидуальных
особенностей и интересов в процессе обучения.
9.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми
способствовать ориентации педагогического процесса на развитие
индивидуальных творческих способностей учащихся.
9.3. Индивидуальные занятия не являются обязательными.
9.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по
образовательным компонентам инвариантной части учебного плана, так и по
предметам, выбираемым в качестве дополнительного образования или
специализации, профилизации, углубления базового компонента образования.
9.5. В данном случае учителю, проводящему индивидуальные занятия, может
быть назначено денежное поощрение, в соответствии с Положением о
денежном поощрении
9.6. Использование дистанционных форм обучения (заочных предметных
школах) и поощрения одаренности учащихся (конкурсы, олимпиады).
10. Срок действия

Срок действия Положения не ограничен.
При изменении нормативно – правовых документов, регламентирующих
деятельность общеобразовательных учреждений, в положение вносятся
изменения в соответствии с установленным законодательством порядком.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».