Аннотации к рабочим программам НОО ФГОС 2023-2024 уч. год

АННОТАЦИИ
К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1 – 4 КЛАССЫ)
МБОУ СОШ № 3

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта
начального общего образования, примерной программы по математике.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
- математическое развитие младшего школьника – формирование способности к
интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического
мышления), пространственного воображения, математической речи; умение
строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и
необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для
упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и
способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения
сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи
средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических
действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли
математики в познании окружающего мира, понимание математики как части
общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в
повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования,
начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у
младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего
эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и
общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных
жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических
знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для
изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить
интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для
математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике
как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой
культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе
дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе
заданий, носящих нестандартный, занимательный характth/

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Программа учебного предмета по русскому языку разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности
и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании
младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для
младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным
каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его
людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир,
окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через
посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
основных задач предметной области «Русский язык и литературное чтение»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений; развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой
первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития
учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной
взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением.
Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой
изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным
литературным образованием. Начальным этапом изучения русского языка в первом
классе является курс «Обучение грамоте».
Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе
русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет
параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и
письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее
с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах,
словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного
графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются
речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется
фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и
литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как
совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и
являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что
предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов
и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их
функции в речи.
При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение
системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений
и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников,
овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе
изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается
знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без
введения терминологии).
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного
начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности
письма являются задачами совершенствования графического навыка при
соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем
школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью –
применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и

представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и
дифференциации обучения. Основные содержательные линии Материал курса
«Русский язык» представлен в примерной программе следующими
содержательными линиями: система языка (основы лингвистических знаний):
фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и
синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа учебного предмета по литературному чтению составлена в
соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального
образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную
грамотность, способствует общему развитию и
духовно-нравственному
воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения
обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса
русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое,
эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.
Цели и задачи курса
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой,
принадлежит изучению родного языка.
Программа по изучению русского языка в младших классах школы
предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной
самостоятельностью учебных курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Курс «Обучение грамоте» придает всему процессу изучения русского языка
четкую практическую направленность и реализует следующие цели: формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей
целостной картины мира; - социокультурная цель включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся -развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека; - развитие
художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству
слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научнопознавательными текстами; воспитание интереса к чтению и книге; обогащение
нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре
и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо
решать следующие задачи: - освоение общекультурных навыков чтения и
понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; - развитие речи,
мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского
языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь.
Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (обучением
грамоте) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование
читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение
первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными
текстами;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к
культуре народов многонациональной России и других стран. Приоритетной целью
обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного
читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства
самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой
чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью
духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы курс
«Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание
интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего
формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и
потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом
определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в
результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся
приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной
информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии
с запросом.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение
этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов,
ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем
мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят
монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта),
сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно
пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях,

справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе
прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в
художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию
художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения
определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне)
средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с
другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия
используемых
художественных
средств;
создавать
свои
собственные
художественные произведения на основе прочитанных.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего
школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей
художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление
личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник
осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с
окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных
действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех
сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного
эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»
Изучение литературного чтения начинается вводным интегрированным курсом
«Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, что
определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и
спецификой используемых учебных средств.
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные
линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения),
письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает
развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии,
формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение
различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс
чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения
(зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.);
выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений
(логического и др.), соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого
общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести
диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием
правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные
средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои
жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию
собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский
замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение
обучаемыми некоторых типов письменной Речи (на основе осмысления
художественного произведения): текста-повествования, текста-описания,

текстарассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке);
написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с
разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих
аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства
языка Художественного произведения, научно-популярного текста (без
использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные
автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном
и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях;
выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Программа предусматривает
знакомство ребёнка младшего школьного возраста с книгой как источником
различного вида информации и формирование библиографических умений:
ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по её элементам,
знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе
рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания
чтения
младшего
школьника,
которое
обеспечивает
формирование
мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к
самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской
литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и
тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет,
читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая
пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического
освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о
видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных
произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа
литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе
читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных
детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность:
постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация.
Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста:
устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного
текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Предмет «Литературное чтение» включен в обязательную предметную область,
которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
Развитие
диалогической
и
монологической
письменной
речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ
всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 540 ч, их них в 1 1
классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 136 ч (4 ч в
неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России
в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и
современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал
естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и
системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами
естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт
ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления
окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в
ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в
гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем
как своё личное, так и социальное благополучие.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и
общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот
материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных
областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории,
литературы и других дисциплин.
В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и
социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с
возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического
образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных
ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на
этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества
как важнейшее национальное достояние России.

Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной
части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные
естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс
постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование
позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий
мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального,
оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает
нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных
оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной
деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и
обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире,
в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс
обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников
фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих
компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы
значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности,
формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в
соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена
содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех
дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения,
полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и
изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними
приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению
окружающего мира.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности,
залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от
поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета
«Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Программа учебного предмета по «Технологии» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В
современном мире знания о технологии различных процессов, культура
выполнения технологических операций приобретают всё большее значение.
Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной
школы. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем
просто формировать у учащихся картину мира с технологической
направленностью.
В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом
наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы
универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности
(планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата,
умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической
ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться
достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для
детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно
выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках
технологии.
Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение
следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого
учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный
предмет
«Технология»
имеет
практико-ориентированную
направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о
технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении
какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к
технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных
сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении
новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего
развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также
формирования системы специальных технологических и универсальных учебных
действий.
Цель изучения технологии в начальной школе:
Приобретение личного опыта как основы обучения и познания; приобретение
первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе
овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и
проектной деятельностью; формирование позитивного эмоциональноценностного
отношения к труду и людям труда.
Основные задачи:
1. Духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического
и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной
культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и

миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда;
знакомство с современными профессиями;
2. Формирование идентичности гражданина России в поликультурном
многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России;
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения
личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции
других;
3. Формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания
мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и
его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков,
осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
4. Развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности,
любознательности на основе связи трудового и технологического образования с
жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации
успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
5. Формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
6. внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование
(умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач),
прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях
выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
7. Умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические
знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного
труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий
мир» и других школьных дисциплин;
8. Коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности
(умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со
своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе
обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в
правильности выбранного способа и т. д.);
9. Первоначальных конструкторско-технологических знаний и техникотехнологических умений на основе обучения работе с технологической
документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии
изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными
материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники
безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
10. Первоначальных умений поиска необходимой информации в различных
источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся
информации, а также навыков использования компьютера;
11. Творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и
реализации проектов.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль,
так как обладает мощным развивающим потенциалом. В содержательном плане он
предлагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами. Технология
по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом.
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о
«технико-технологической картине мира».
Данный предмет служит опорой для формирования системы универсальных
учебных действий в начальном звене. В курсе все элементы учебной деятельности

(планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение
распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации и
т.д.)
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов
учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и
информация».
В программе как особый элемент обучения предмету «Технология»
представлены проектная деятельность и средство для её организации —
технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать
технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и
инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем
учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при
выполнении которых учащиеся:
1. знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их
выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы
и инструменты;
2. овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы)
— разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
3. знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами,
помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
4. знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении
работы;
5. учатся экономно расходовать материалы;
6. осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи,
составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять
обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
7. учатся преимущественно конструкторской деятельности;
8. знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у
учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность
действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения.
Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности
совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в
коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает
трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению,
формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной
деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создаёт основу
для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные
возможности для его духовно-нравственного развития. Программа ориентирована
на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе
изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного
искусства, математики, русского языка и литературного чтения. Содержание
программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс
различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоциональноэстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт
условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и
физического здоровья учащихся.

Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность
и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека;
разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта
и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности
тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных
народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих
народов. Технология ручной обработки материалов Элементы графической
грамоты. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование
элементарных физических, механических и технологических свойств материалов,
используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их
практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное
расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их
декоративнохудожественными и конструктивными свойствами, использование 2
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения
изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание
названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и
безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе,
технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ
устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций; подбор и замена материалов и
инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка,
отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений
и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций
ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету,
лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей,
сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия
или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять
технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями
декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический
и др.). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз,
развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза,
сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических
изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз.
Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и
способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к
изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления
назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных
материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу. Место учебного
предмета в учебном плане
Предмет «Технология» включен в обязательную предметную область, которая
призвана решать следующие основные задачи реализации содержания:

- Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление
поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных
задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных
предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности.
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ
всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 135 ч
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом,
его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие
способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативнообразного пространственного мышления, интуиции. Данный предмет направлен на
формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что
является условием становления интеллектуальной деятельности растущей
личности.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение
следующих целей:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре, зле;
- воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей
деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего
мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусства: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и
общества;
- овладение элементарной художественной грамотностью; формирование
художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах
художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами,
совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучении:
совершенствование эмоционально-образного
восприятия
произведений
искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, скульптура, дизайн и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Особенности преподавания предмета в начальной школе.
Основное содержание материала по изобразительному искусству в
начальной школе представлено двумя вариантами тематического планирования,
учитывающие направленность обучения на базовое и расширенное освоение
изобразительного искусства с примерным распределением учебных часов по
разделам курса.
В данной программе представлен 1 вариант обучения.
Основные содержательные линии I варианта.

Учебный материал представлен блоками, отражающий деятельностный
характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования:
«Виды художественной деятельности»; «Азбука искусства»; «Значимые темы
искусства»; «Опыт художественно-творческой деятельности».
Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена на
основе рабочей программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство» Рабочие
программы. Предметная линия под ред. Неменского Б.М. 1-4 классы
/Б.М.Неменский, Л.А. Неменскаяи др./-М.: Просвещение 2011.
Систематизирующим методом программы является выделение трех основных
видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная, декоративная, конструктивная деятельность.
Эти способы освоения действительности в начальной школе выступают для
детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов
художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.
Постоянное практическое участие школьников в них позволяет систематически
приобщать детей к миру искусства.
На уроках ИЗО дети знакомятся с присутствием трех видов художественной
деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных
художественных позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные
основания изобразительного языка, - рисовать, украшать, конструировать, осваивая
свойства различных художественных материалов. Общая тема года: «Ты
изображаешь, украшаешь и строишь»
Основные виды учебной деятельности – восприятие красоты окружающего
мира,
произведений
искусства,
практическая
художественно-творческая
деятельность.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные
формы выражения:
-изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению)
- декоративная и конструктивная работа;
-восприятий явлений действительности и произведений искусства;
-обсуждение работ товарищей,
-результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
-изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к
изучаемым темам;
-прослушивание музыкальных и литературных произведений
Уникальность и значимость курса определяется нацеленностью на духовнонравственное воспитание и развитие способностей ребенка, формирование
ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.
У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов
и явлений, их эмоционального развития - направленность на развитие
эмоционально-ценностное отношение ребенка к миру, его духовно-нравственное
воспитание - овладение основами художественного языка, получение опыта
эмоциональноценностного, эстетического восприятия мира и художественнотворческой деятельности, как помощь младшим школьникам при освоении
смежных дисциплин, а в дальнейшем основа отношения растущего человека к себе,
окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству
диктует необходимость экспериментировать ребенка с разными художественными

материалами, понимая их свойства возможности для создания выразительного
образа. Разнообразие художественных техник и материалов, используемых на
уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Личностные результаты
Выпускник приобретет индивидуальные качества: навыки коллективной
деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и
анализировать
собственную
художественную
деятельность
и
работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения
Выпускник получит возможность приобрести индивидуальные качества:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; понимание
особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека;
сформировать эстетические чувства, художественно-творческое мышление,
наблюдательность и фантазию; сформировать эстетические потребности
(потребность в общении с природой, искусством, потребность в творческом
отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной творческой
деятельности),
ценности
и
чувства
развить
эстетические
чувства,
доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и
сопереживание чувствам других
Метапредметные результаты
Выпускник сформирует универсальные способности: освоение начальных
форм познавательной и личностной рефлексии; умение планировать и грамотно
осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить
варианты решений различных художественно-творческих задач; умение
рационально строить свою творческую деятельность, умение организовать свое
рабочее место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и
умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
Выпускник
получит
возможность
сформировать
универсальные
способности: освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование
умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способы
конструктивно действовать даже в ситуациях успеха; овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым
признакам; –использование средств информационных технологий для решения
учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию
Предметные результаты
Выпускник научится:
– осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно-творческой деятельности;
– первичным умениям и навыкам в восприятии и оценке произведений
искусства;

–давать эстетическую оценку явлениям природы, событиям окружающего мира;
– различать основные виды художественной деятельности (изобразительную,
художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и
участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного
замысла;
–создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
–компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
–первичным навыкам моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
изображения средствами аппликации и коллажа; Выпускник получит возможность
научиться:
–применению художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
–навыкам работы в различных художественных материалах;
–умению обсуждать и анализировать произведения искусства, выражения
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
–воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и
содержание в знакомых произведениях;
– видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства,
архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в
театре);
–видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
–изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
– изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.
Особенности художественного творчества: художник и зритель.
Человек, мир природы в реальной жизни – образ человека, природы в
искусстве. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура,
архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
Азбука искусства (как говорит искусство?) и виды художественной
деятельности. Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура – средства
художественной выразительности изобразительных искусств. Элементарные
приемы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше,
загораживания. – Рисунок. Линия – основа языка рисунка. Многообразие линий
(тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью,
летящие). Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель,
мелки и т.д. Приемы работы различными графическими материалами. Роль рисунка
в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженная средствами рисунка. Линия, пятно и художественный образ.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. – Живопись.
Цвет – основа языка и живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие

природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.
Основные и составные, теплые и холодные цвета. Форма. Простые геометрические
формы. Природные формы. Силуэт. Использование простых форм для создания
выразительных образов. – Скульптура. Объем – основа языка скульптуры.
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные
приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объема,
вытягивание формы). Красота человека и животных, выраженная средствами
скульптуры.
Художественное моделирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы
работы с различными материалами для создания выразительного образа.
Представление о возможностях использования навыков художественного
конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное
искусство.
Понимание
истоков
декоративноприкладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных
условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы.
Синтетический характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).
Разнообразие декоративных форм в природе. Сказочные образы народной культуры
и декоративно-прикладное искусство. Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов России (с учетом местных условий).
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Цель обучения — формирование разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха.
Задачи обучения:
-укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия,
содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению; формирование первоначальных умений саморегуляции
средствами физической культуры;
-овладение школой движений; -развитие координационных (точность
воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых
параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на
сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных
(скоростные, скоростносиловые, выносливость, гибкость) способностей;
-формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических
упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических
координационных и кондиционных способностей;
-выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о
соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
-формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни;
-приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования

интереса к определенным видам двигательной активности и выявления
предрасположенности к тем или иным видам спорта; -воспитание
дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,
отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие
развитию психических процессов (восприятие и представление, память, мышление
и др.) в ходе двигательной деятельности. Данная рабочая программа разработана в
соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, основана на
программе по предметной линии учебников В.И. Ляха и обеспечена учебником для
общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 1—4 классы» (М.:
Просвещение).
Общая характеристика предмета
Физическая
культура
—
это
обязательный
учебный
курс
в
общеобразовательных учреждениях.
Учебный предмет «Физическая культура» является основой физического
воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения —
физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня
(физкультминутка, зарядка и т. п.) и второй половины дня (гимнастика, подвижные
игры), внеклассной работой по физической культуре (спортивные секции, группы
ОФП), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья,
спортивные праздники, походы и т. п.) — достигается формирование физической
культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными
видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую
подготовленность. При создании данной программы учитывалось, что система
физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий
физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально
благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и
духовных способностей ребенка. Общая характеристика курса Предметом обучения
физической культуре в начальной школе является двигательная активность
человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой
деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества,
осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются
мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием проведения
современного урока по физической культуре является обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния
здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических
норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях
нормативноправовых актов Российской Федерации, в том числе:
-требованиях к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, представленной в Федеральном государственном
стандарте;
-концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина;
-Федеральном законе «Об образовании»;
-Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;

-Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2025 г;
-примерной программе начального общего образования;
-приказе Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889.
Содержание курса
К концу учебного года учащиеся научатся:
-по разделу «Знания о физической культуре»
—
выполнять
организационно-методические
требования,
которые
предъявляются на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки,
плавания), вести дневник самоконтроля, рассказывать о скелете, внутренних
органах, мышечной и кровеносной системе человека, об органах чувств, объяснять,
что такое пас и его значение для спортивных игр с мячом, что такое осанка и
методы сохранения правильной осанки, что такое гигиена и правила ее
соблюдения, правила закаливания, приема пищи и соблюдения питьевого режима,
правила спортивной игры волейбол;
-по разделу «Гимнастика с элементами акробатики»
— выполнять строевые упражнения (строиться в шеренгу, колонну,
перестраиваться в одну, две и три шеренги), выполнять разминки в движении, на
месте, с мешочками, с резиновыми кольцами и кружочками, с массажными мячами,
с обручами, с гимнастической палкой, с гимнастической скамейкой, на
гимнастической скамейке, на матах, с мячом, разминки, направленные на развитие
координации движений и гибкости, прыжковую разминку, разминку в парах, у
гимнастической стенки, выполнять упражнения на внимание и равновесие, наклон
вперед из положения стоя и сидя, шпагаты (прямой и продольные), отжимания,
подъем туловища из положения лежа, подтягиваться на низкой перекладине из виса
лежа согнувшись, запоминать временные отрезки, выполнять перекаты, кувырок
вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырок назад, проходить станции
круговой тренировки, лазать и перелезать по гимнастической стенке, лазать по
канату в три приема, выполнять стойку на голове и руках, мост, стойку на лопатках,
висеть за весом одной и двумя ногами на перекладине, прыгать со скакалкой, через
скакалку и в скакалку, прыгать в скакалку в тройках, выполнять упражнения на
гимнастическом бревне, на гимнастических кольцах (вис согнувшись, вис
прогнувшись, перевороты назад и вперед), лазать по наклонной гимнастической
скамейке, выполнять вращение обруча;
-по разделу «Легкая атлетика» - технике высокого старта, технике метания
мешочка (мяча) на дальность, пробегать дистанцию 30 м на время, выполнять
челночный бег 3 х 1 0 м на время, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в
высоту с прямого разбега, прыгать в высоту спиной вперед, прыгать на мячаххопах,
бросать набивной мяч (весом 1 кг) на дальность способом «снизу», «от груди», «изза головы», правой и левой рукой, метать мяч на точность, проходить полосу
препятствий; по разделу «Лыжная подготовка» — передвигаться на лыжах
ступающим и скользящим шагом с лыжными палками и без них, попеременным и
одновременным двухшажным ходом, выполнять повороты на
лыжах
переступанием и прыжком, переносить лыжи под рукой и на плече, проходить на
лыжах дистанцию 1,5 км, подниматься на склон «полуелочкой», «елочкой»,
«лесенкой», спускаться со склона в основной стойке и в низкой стойке, тормозить
«плугом», передвигаться и спускаться со склона на лыжах «змейкой»;

-по разделу «Подвижные и спортивные игры» — давать пас ногами и руками,
выполнять передачи мяча через волейбольную сетку различными способами,
вводить мяч из-за боковой, выполнять броски и ловлю мяча различными
способами, стойке баскетболиста, ведению мяча участвовать в эстафетах, бросать
мяч в баскетбольное кольцо различными способами, играть в подвижные игры:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание этнической и национальной принадлежности;
-формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла
учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, сочувствия другим людям;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из
спорных ситуаций;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата, общие цели и
пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета, базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
-формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье
как факторах успешной учебы и социализации; -овладение умением
организовывать здоровье
-сберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные
игры и т. д.);

-формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья
(рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств
(сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ
КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных
традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу
с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных
культур», «Основы светской этики». Основные задачи комплексного учебного
курса:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской
этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на
ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия. Место комплексного учебного курса в учебном
плане: В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных
культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе.
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Иностранный язык входит в предметную область «иностранные языки». Язык
является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование
и развитие человеческого общества. В настоящее время обучение Иностранному
языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации
современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин.
Стало очевидно, что существование и успешное развитие современного общества
возможно только при определенном уровне иноязычной грамотности его членов.
Иноязычная грамотность способствует:
• повышению конкурентоспособности государства, перестройке экономики
внутри страны (самый большой барьер при осуществлении совместных
международных проектов, создании совместных предприятий – языковой и
культурный);

• вхождению, интеграции государства в мировое экономическое и культурное
сообщество;
• доступу к информационной «вселенной» и новейшим информационным
технологиям.
Иноязычную грамотность в сложившихся условиях следует рассматривать как
экономическую категорию. Интегрируясь с техническими науками, материальным
производством, она превращается в непосредственную производительную силу.
Роль иностранного языка как учебного предмета возрастает также в связи с
введением ФГОС, «где развитие личности обучающегося на основе универсальных
учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной
результат образования».
Переход от знаниевой парадигмы к образовательной делает огромный
образовательный потенциал предмета «иностранный язык» особо востребованным.
«Иностранный язык» поистине уникален по своим образовательным
возможностям и способен внести свой особый вклад в главный результат
образования – воспитание гражданина России. Школьники овладевают
рациональными приемами изучения иностранного языка и универсальными
учебными действиями (УУД): пользоваться различными словарями и другой
справочной литературой, находить информацию в Интернете, использовать
электронные образовательные ресурсы, ориентироваться в информационнообразовательной среде и т.д. Обучение межкультурному общению способствует:
формированию активной жизненной позиции учащихся.
На уроках иностранного языка они получают возможность обсуждать
актуальные проблемы и события, свои собственные поступки и поступки своих
сверстников, учиться выражать свое отношение к происходящему, обосновывать
собственное мнение. Все это облегчает их дальнейшую социализацию;
развитию
коммуникативной культуры.
Школьники учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, стратегией
и тактикой диалогического и группового общения, учатся быть вежливыми,
доброжелательными речевыми партнерами;
общему речевому развитию
учащихся. Они учатся более осознанно и внимательно относиться к выбору
способов и средств для выражения своих мыслей, совершенствуют умение
планировать свое речевое поведение, ставить и решать коммуникативные задачи,
развивать способность адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые
средства общения;
воспитанию внимательного отношения к тексту, формируя
вдумчивого чтеца – качество, присущее каждому культурному человеку;
расширению филологического кругозора через осознание особенностей своего
мышления. На основе сопоставления иностранного языка с родным происходит
уяснение того, что существуют разные способы выражения и оформления мыслей.
Место учебного предмета «Английский язык» в учебном плане:
Программа учебного предмета «английский язык» для 2-4 классов рассчитана
на 68 учебных часов и 34 учебные недели в год.
Согласно учебному плану образовательного учреждения для обязательного
изучения иностранного языка на базовом уровне отводится в неделю: во 2 классе 2 часа, в 3 классе – 2часа, в 4 классе – 2 часа.

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « МУЗЫКА»
Программа
составлена
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие
музыки;
- воспитание эмоционально –
ценностного отношения к искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине,
гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального
искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной
культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности,
образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими
умениями и навыками в учебно-творческой деятельности ( пение, слушание
музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально –
пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых
задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов
действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему
школьнику.
Место учебного предмета « Музыка» в учебном плане:
Согласно базисному ( образовательному) плану образовательных учреждений РФ
всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе
33 ч ( 1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах ( 1 ч в неделю, 34
учебные недели в каждом классе).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».