18. РП_ОБЖ_7 класс

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.20.2
к ООП ООО

Предметная область: Физическая культура и основы безопасности

Рабочая программа по
учебному предмету
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7 класс

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..………………………………………………...... 3
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ..............................................……

5

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА…………………………………..........

20

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ……………………..…………………..

23.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее
– ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24 декабря
2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте (далее – ФГОС) основного общего образования
(утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31 мая 2021 г. № 287) с учётом распределённых по модулям проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования по учебному предмету ОБЖ, федеральной
рабочей программы воспитания.
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий,
обеспечивающих
преемственность
изучения
основ
комплексной
безопасности личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и
навыков, необходимых для последующей жизни;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их
разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических
умений и навыков.
В Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно
представлено
десятью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общего образования и преемственность учебного процесса на уровне
среднего общего образования.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в
предметную область и изучается в 7 классе.
Учебный план основной образовательной программы основного
общего образования МБОУ «СОШ № 105 г. Челябинска» предусматривает
изучение учебного предмета в объеме 34 часов за год обучения.

3

Целевые установки требований к результатам освоения программы
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в
соответствии с ФГОС:
1)
формирование
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности,
общества и государства посредством осознания значимости безопасного
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового
образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной
культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,
в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда
здоровью;
7) формирование анти экстремистской и антитеррористической
личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей
среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и
их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по
характерным признакам их проявления, а также на основе информации,
получаемой из различных источников, готовность проявлять
предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков
на территории проживания.
Планируемые личностные результаты
освоения программы учебного предмета
4

– знание основных принципов и правил
отношения к природе; знание основ
здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий; правил
поведения в чрезвычайных ситуациях.
– гражданский патриотизм, любовь к
Родине, чувство гордости за свою страну;
– уважение к другим народам России и
мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному
сотрудничеству;
– уважение к личности и её достоинству,
доброжелательное
отношение
к
окружающим, нетерпимость к любым
видам насилия и готовность противостоять
им;
– уважение к ценностям семьи, любовь к
природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в
восприятии мира;
– потребность в самовыражении и
самореализации, социальном признании;
– позитивная моральная самооценка и
моральные чувства — чувство гордости при
следовании
моральным
нормам,
переживание стыда и вины при их
нарушении.
– готовность и способность к выполнению
норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;
– умение вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного
уважения
и
принятия;
умение
конструктивно разрешать конфликты;
– готовность и способность к выполнению
моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных
видах деятельности;
– умение строить жизненные планы с
учётом
конкретных
социальноисторических,
политических
и
экономических условий;
– устойчивый познавательный интерес и
становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
– готовность к выбору профильного
образования

– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к
учению;
– готовности к самообразованию и
самовоспитанию;
– адекватной позитивной самооценки и Яконцепции;
– компетентности в реализации основ
гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
–
морального
сознания
на
конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе
учёта позиций участников дилеммы,
ориентации на их мотивы и чувства;
устойчивое
следование в поведении моральным нормам
и этическим требованиям;

Планируемые мета предметные результаты
5

освоения программы учебного предмета
Регулятивные УУД
- целеполаганию, включая постановку
- самостоятельно ставить новые учебные
новых целей, преобразование практической цели и задачи;
задачи в познавательную;
- построению жизненных планов во
- самостоятельно анализировать условия
временной перспективе;
достижения цели на основе учёта
- при планировании достижения целей
выделенных учителем ориентиров действия самостоятельно, полно и адекватно
в новом учебном материале;
учитывать условия и средства их
- устанавливать целевые приоритеты;
достижения;
- планировать пути достижения целей;
- выделять альтернативные способы
- основам прогнозирования как
достижения цели и выбирать наиболее
предвидения будущих событий и развития
эффективный способ;
процесса;
- осуществлять познавательную рефлексию
- уметь самостоятельно контролировать
в отношении действий по решению учебных
своё время и управлять им;
и познавательных задач;
- осуществлять констатирующий и
- адекватно оценивать объективную
предвосхищающий контроль по результату трудность как меру фактического или
и по способу действия; актуальный
предполагаемого расхода ресурсов на
контроль на уровне произвольного
решение задачи;
внимания;
- адекватно оценивать свои возможности
- адекватно самостоятельно оценивать
достижения цели определённой сложности
правильность выполнения действия и
в различных сферах самостоятельной
вносить необходимые коррективы в
деятельности;
исполнение, как в конце действия, так и по
- основам саморегуляции в учебной и
ходу его реализации;
познавательной деятельности в форме
- принимать решения в проблемной
осознанного управления своим поведением и
ситуации на основе переговоров
деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;
- основам саморегуляции эмоциональных
состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать
трудности и препятствия на пути
достижения целей
Коммуникативные УУД
- учитывать разные мнения и стремиться к - учитывать и координировать отличные
координации
различных
позиций
в от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и
- учитывать разные мнения и интересы и
позицию, аргументировать и
обосновывать собственную позицию;
координировать её с позициями партнёров в - понимать относительность мнений и
сотрудничестве при выработке общего
подходов к решению проблемы;
решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на
- устанавливать и сравнивать разные точки основе учёта интересов и позиций всех
зрения, прежде чем принимать решения и участников,
поиска
и
оценки
делать выбор;
альтернативных способов разрешения
- аргументировать свою точку зрения,
конфликтов; договариваться и приходить к
спорить и отстаивать свою позицию не
общему
решению
в
совместной
враждебным для оппонентов образом;
деятельности, в том числе в ситуации
- задавать вопросы, необходимые для
столкновения интересов;
6

организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и
оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности;
- адекватно использовать речевые средства
для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью;
строить
монологическое
контекстное
высказывание;
- организовывать и планировать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников,
способы
взаимодействия;
планировать
общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию,
оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать
рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации; интегрироваться
в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые
средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение)
содержание совершаемых действий, как в
форме громкой социализированной речи,
так и в форме внутренней речи

- брать на себя инициативу в организации
совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем,
от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную
рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий
партнёра;
- в процессе коммуникации достаточно
точно,
последовательно
и
полно
передавать
партнёру
необходимую
информацию как ориентир для построения
действия;
- вступать в диалог, а также участвовать
в коллективном обсуждении проблем,
участвовать
в
дискуссии
и
аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного
отношения к партнёрам, внимания к
личности другого, адекватного
межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в
частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые
обсуждения и обеспечивать обмен
знаниями между членами группы для
принятия эффективных совместных
решений;
- в совместной деятельности чётко
формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную
энергию для достижения этих целей
Познавательные УУД
- основам реализации проектно- основам рефлексивного чтения;
исследовательской деятельности;
- ставить проблему, аргументировать её
- проводить наблюдение и эксперимент под актуальность;
руководством учителя;
- самостоятельно проводить исследование
- осуществлять расширенный поиск
на основе применения методов наблюдения
информации с использованием ресурсов
и эксперимента;
библиотек и Интернета;
- выдвигать гипотезы о связях и
- создавать и преобразовывать модели и
закономерностях событий, процессов,
схемы для решения задач;
объектов;
- осуществлять выбор наиболее
- организовывать исследование с целью
7

эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные
связи;
- осуществлять логическую операцию
установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять
логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия
с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
- осуществлять сравнение, сериацию и
классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных
логических операций;
- строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе
отрицания);
- строить логическое рассуждение,
включающее установление причинноследственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и
отношения, выявляемые в ходе
исследования

проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по
аналогии)
и
выводы
на
основе
аргументации

Основы читательской компетенции
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
- ориентироваться в содержании текста и - анализировать изменения своего
понимать его целостный смысл:
эмоционального состояния в процессе
- определять главную тему, общую цель или чтения, получения и переработки
назначение текста;
полученной информации и её осмысления
- формулировать тезис, выражающий
общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного
плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций,
содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и
внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его
общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка,
пояснять части графика или таблицы и т. д.;
- находить в тексте требуемую
информацию;
- решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи, требующие полного и
8

критического понимания текста:
- ставить перед собой цель чтения,
направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
- различать темы и подтемы специального
текста;
- выделять главную и избыточную
информацию;
прогнозировать
последовательность
изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и
разные источники информации по заданной
теме;
- формировать на основе текста систему
аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
структурировать
текст,
используя - выявлять имплицитную информацию
нумерацию страниц, списки, ссылки, текста на основе сопоставления
оглавления;
проводить
проверку иллюстративного материала с
правописания; использовать в тексте информацией текста, анализа подтекста
таблицы, изображения;
(использованных языковых средств и
- преобразовывать текст, используя новые
структуры текста)
формы представления информации:
графики, диаграммы, таблицы (в том числе
динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от
одного представления данных к другому;
интерпретировать текст:
сравнивать
и
противопоставлять
заключённую в тексте информацию разного
характера;
- обнаруживать в тексте доводы в
подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных
посылок;
- выводить заключение о главной мысли
текста
Работа с текстом: оценка информации
- связывать информацию, обнаруженную в - критически относиться к рекламной
тексте, со знаниями из других источников;
информации;
- оценивать утверждения, сделанные в находить
способы
проверки
тексте, исходя из своих представлений о противоречивой информации;
мире;
- определять достоверную информацию в
- находить доводы в защиту своей точки случае наличия противоречивой или
зрения;
конфликтной ситуации
- на основе имеющихся знаний, жизненного
опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути
9

восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или
несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую,
конфликтную информацию

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
- планировать и выполнять учебное
исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы,
адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы,
релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на
которые могут быть получены путём
научного
исследования,
отбирать
адекватные
методы
исследования,
формулировать
вытекающие
из
исследования выводы;
- использовать
такие
математические
методы и приёмы, как абстракция и
идеализация,
доказательство,
доказательство
от
противного,
доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные
рассуждения, построение и исполнение
алгоритма;
- использовать такие естественнонаучные
методы и приёмы, как наблюдение,
постановка
проблемы,
выдвижение
«хорошей
гипотезы»,
эксперимент,
моделирование,
использование
математических моделей, теоретическое
обоснование,
установление
границ
применимости модели/теории;
использовать
некоторые
методы
получения знаний, характерные для
социальных
и
исторических
наук:
постановка проблемы, опросы, описание,
сравнительное историческое описание,
объяснение, использование статистических
данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и
оценок,
критически
относиться
к
суждениям,
мнениям,
оценкам,
реконструировать их основания;

Выпускник получит возможность
научиться:
самостоятельно
задумывать,
планировать
и
выполнять
учебное
исследование, учебный и социальный
проект;
использовать
догадку,
озарение,
интуицию;
- использовать такие математические
методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое
моделирование;
- использовать такие естественнонаучные
методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на
совместимость с другими известными
фактами;
использовать
некоторые
методы
получения
знаний,
характерные
для
социальных
и
исторических
наук:
анкетирование,
моделирование,
поиск
исторических образцов;
использовать
некоторые
приёмы
художественного
познания
мира:
целостное отображение мира, образность,
художественный вымысел, органическое
единство общего, особенного (типичного) и
единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать
свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за
достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта

10

- видеть и комментировать связь научного
знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении
и применении научного знания

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Выпускник научится:

Выпускник получит возможность
научиться:
Обращение с устройствами ИКТ
подключать
устройства
ИКТ
к осознавать
и
использовать
в
электрическим и информационным сетям, практической деятельности основные
использовать аккумуляторы;
психологические особенности восприятия
- соединять устройства ИКТ (блоки информации человеком
компьютера, устройства сетей, принтер,
проектор,
сканер,
измерительные
устройства и т. д.) с использованием
проводных и беспроводных технологий;
- правильно включать и выключать
устройства ИКТ, входить в операционную
систему и завершать работу с ней,
выполнять базовые действия с экранными
объектами
(перемещение
курсора,
выделение,
прямое
перемещение,
запоминание и вырезание);
осуществлять
информационное
подключение к локальной
сети
и
глобальной сети Интернет;
- входить в информационную среду
образовательного учреждения, в том числе
через
Интернет,
размещать
в
информационной
среде
различные
информационные объекты;
- выводить информацию на бумагу,
правильно обращаться с расходными
материалами;
соблюдать
требования
техники
безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения
при
работе
с
устройствами
ИКТ,
в
частности
учитывающие
специфику
работы
с
различными экранами
Фиксация изображений и звуков
- осуществлять фиксацию изображений и - различать творческую и техническую
звуков в ходе процесса обсуждения, фиксацию звуков и изображений;
фиксацию хода и результатов проектной - использовать возможности ИКТ в
деятельности;
творческой деятельности, связанной с
учитывать
смысл
и
содержание искусством;
деятельности при организации фиксации, - осуществлять трёхмерное сканирование
выделять
для
фиксации
отдельные
элементы
объектов
и
процессов,
обеспечивать
качество
фиксации
11

существенных элементов;
- выбирать технические средства ИКТ для
фиксации изображений и звуков в
соответствии с поставленной целью;
проводить
обработку
цифровых
фотографий
с
использованием
возможностей специальных компьютерных
инструментов, создавать презентации на
основе цифровых фотографий;
- осуществлять видеосъёмку и проводить
монтаж
отснятого
материала
с
использованием
возможностей
специальных компьютерных инструментов
Создание письменных сообщений
- создавать текст на русском языке с - создавать текст на иностранном языке с
использованием слепого десятипальцевого использованием слепого десятипальцевого
клавиатурного письма;
клавиатурного письма;
- сканировать текст и осуществлять - использовать компьютерные
распознавание сканированного текста;
инструменты, упрощающие расшифровку
осуществлять
редактирование
и аудиозаписей
структурирование текста в соответствии с
его смыслом средствами текстового
редактора;
- создавать текст на основе расшифровки
аудиозаписи, в том числе нескольких
участников обсуждения, осуществлять
письменное смысловое резюмирование
высказываний в ходе обсуждения;
- использовать средства орфографического
и синтаксического контроля русского
текста и текста на иностранном языке
Создание графических объектов
- создавать диаграммы различных видов
- создавать мультипликационные фильмы;
(алгоритмические, концептуальные,
создавать
виртуальные
модели
классификационные, организационные,
трёхмерных объектов
родства и др.) в соответствии с решаемыми
задачами;
- создавать специализированные карты и
диаграммы:
географические,
хронологические
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
- организовывать сообщения в виде - проектировать дизайн сообщений в
линейного или включающего ссылки соответствии с задачами и средствами
представления
для
самостоятельного доставки;
просмотра через браузер;
- понимать сообщения, используя при их
- работать с особыми видами сообщений:
восприятии внутренние и внешние ссылки,
диаграммами (алгоритмическими,
различные
инструменты
поиска,
концептуальными, классификационными,
справочные
источники
(включая
организационными, родства и др.), картами двуязычные)
(географическими, хронологическими) и
спутниковыми фотографиями, в том числе в
12

системах глобального позиционирования;
- проводить деконструкцию сообщений,
выделение в них структуры, элементов и
фрагментов;
- использовать при восприятии сообщений
внутренние и внешние ссылки;
- формулировать вопросы к сообщению,
создавать краткое описание сообщения;
цитировать фрагменты сообщения;
- избирательно относиться к информации в
окружающем информационном
пространстве, отказываться от потребления
ненужной информации
Коммуникация и социальное взаимодействие
- выступать с аудиовидеоподдержкой,
- взаимодействовать в социальных сетях,
включая выступление перед дистанционной работать в группе над сообщением (вики);
аудиторией;
- участвовать в форумах в социальных
- участвовать в обсуждении
образовательных сетях;
(аудиовидеофорум, текстовый форум) с
- взаимодействовать с партнёрами с
использованием возможностей Интернета;
использованием возможностей Интернета
- использовать возможности электронной (игровое и театральное взаимодействие)
почты для информационного обмена;
- вести
личный
дневник
(блог)
с
использованием возможностей Интернета;
осуществлять
образовательное
взаимодействие
в
информационном
пространстве образовательного учреждения
(получение
и
выполнение
заданий,
получение
комментариев,
совершенствование
своей
работы,
формирование портфолио);
- соблюдать нормы информационной
культуры, этики и права; с уважением
относиться к частной информации и
информационным правам других людей
Поиск и организация хранения информации
- использовать различные приёмы поиска
- создавать и заполнять различные
информации в Интернете, поисковые
определители;
сервисы, строить запросы для поиска
- использовать различные приёмы поиска
информации и анализировать результаты
информации в Интернете в ходе учебной
поиска;
деятельности
- использовать приёмы поиска информации
на персональном компьютере, в
информационной среде учреждения и в
образовательном пространстве;
- использовать различные библиотечные, в
том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
- искать информацию в различных базах
данных, создавать и заполнять базы данных,
в частности использовать различные
13

определители;
- формировать собственное
информационное пространство: создавать
системы папок и размещать в них нужные
информационные источники, размещать
информацию в Интернете
Информационная безопасность
- осуществлять защиту информации от
использовать
полезные
ресурсы
компьютерных вирусов с помощью
Интернета
и
отказываться
от
антивирусных программ;
использования
ресурсов,
содержание
- соблюдать правила безопасного поведения которых
несовместимо
с
задачами
в Интернете
воспитания
и
образования
или
нежелательно

Предметные планируемые результаты
освоения программы учебного предмета
Выпускник научится:

Выпускник получит возможность
научиться:
Основы безопасности личности общества и государства
Основы комплексной безопасности
- классифицировать и описывать
- систематизировать основные положения
потенциально опасные бытовые ситуации и нормативно-правовых актов Российской
объекты экономики, расположенные в
Федерации в области безопасности и
районе проживания; чрезвычайные
обосновывать их значение для обеспечения
ситуации природного и техногенного
национальной безопасности России в
характера, наиболее вероятные для региона современном
мире;
раскрывать
на
проживания;
примерах
влияние
последствий
- анализировать и характеризовать причины чрезвычайных ситуаций природного и
возникновения различных опасных
техногенного характера на национальную
ситуаций в повседневной жизни и их
безопасность Российской Федерации;
последствия, в том числе возможные
прогнозировать
возможность
причины и последствия пожаров, дорожно- возникновения опасных и чрезвычайных
транспортных происшествий (ДТП),
ситуаций по их характерным признакам;
загрязнения окружающей природной среды, - характеризовать роль образования в
чрезвычайных ситуаций природного и
системе формирования современного
техногенного характера;
уровня культуры безопасности
- выявлять и характеризовать роль и
жизнедеятельности у населения страны;
влияние человеческого фактора в
- проектировать план по повышению
возникновении опасных ситуаций,
индивидуального уровня культуры
обосновывать необходимость повышения
безопасности жизнедеятельности для
уровня культуры безопасности
защищённости личных жизненно важных
жизнедеятельности населения страны в
интересов от внешних и внутренних угроз
современных условиях;
- формировать модель личного безопасного
поведения
по
соблюдению
правил
пожарной безопасности в повседневной
жизни; по поведению на дорогах в качестве
пешехода,
пассажира
и
водителя
велосипеда,
по
минимизации
отрицательного влияния на здоровье
неблагоприятной окружающей среды;
14

- разрабатывать личный план по охране
окружающей природной среды в местах
проживания;
план
самостоятельной
подготовки к активному отдыху на природе
и обеспечению безопасности отдыха; план
безопасного
поведения
в
условиях
чрезвычайных
ситуаций
с
учётом
особенностей обстановки в регионе;
руководствоваться
рекомендациями
специалистов в области безопасности по
правилам
безопасного
поведения
в
условиях
чрезвычайных
ситуаций
природного и техногенного характера
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
- характеризовать в общих чертах - формулировать основные задачи,
организационные основы по защите стоящие перед образовательным
населения Российской Федерации от учреждением, по защите обучающихся и
чрезвычайных
ситуаций
мирного
и персонала от последствий чрезвычайных
военного
времени;
объяснять ситуаций мирного и военного времени;
необходимость подготовки граждан к - подбирать материал и готовить занятие
защите
Отечества;
устанавливать на тему «Основные задачи гражданской
взаимосвязь
между
нравственной
и обороны по защите населения от
патриотической проекцией личности и последствий чрезвычайных ситуаций
необходимостью обороны государства от мирного и военного времени»;
внешних врагов;
- обсуждать тему «Ключевая роль МЧС
-характеризовать РСЧС: классифицировать России
в
формировании
культуры
основные задачи, которые решает РСЧС по безопасности
жизнедеятельности
у
защите населения страны от чрезвычайных населения Российской Федерации»;
ситуаций природного и техногенного - различать инженерно-технические
характера; обосновывать предназначение сооружения, которые используются в
функциональных
и
территориальных районе проживания, для защиты населения
подсистем РСЧС; характеризовать силы и от чрезвычайных ситуаций техногенного
средства, которыми располагает РСЧС для характера, классифицировать их по
защиты населения страны от чрезвычайных предназначению и защитным свойствам
ситуаций природного и техногенного
характера;
- характеризовать гражданскую оборону как
составную часть системы обеспечения
национальной
безопасности
России:
классифицировать
основные
задачи,
возложенные на гражданскую оборону по
защите населения РФ от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени;
различать факторы, которые определяют
развитие
гражданской
обороны
в
современных условиях; характеризовать и
обосновывать
основные
обязанности
граждан РФ в области гражданской
обороны;
характеризовать
МЧС
России:
классифицировать
основные
задачи,
которые решает МЧС России по защите
15

населения
страны
от
чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени;
давать характеристику силам МЧС России,
которые
обеспечивают
немедленное
реагирование
при
возникновении
чрезвычайных ситуаций;
- характеризовать основные мероприятия,
которые проводятся в РФ, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени;
- анализировать систему мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций и
основные мероприятия, которые она в себя
включает;
- описывать основные задачи системы
инженерных
сооружений,
которая
существует в районе проживания, для
защиты населения от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера;
- описывать
существующую
систему
оповещения
населения
при
угрозе
возникновения чрезвычайной ситуации;
- анализировать мероприятия, принимаемые
МЧС
России,
по
использованию
современных технических средств для
информации населения о чрезвычайных
ситуациях;
- характеризовать эвакуацию населения как
один из основных способов защиты
населения от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени; различать
виды эвакуации; составлять перечень
необходимых личных предметов на случай
эвакуации;
- характеризовать аварийно-спасательные и
другие неотложные работы в очагах
поражения
как
совокупность
первоочередных работ в зоне чрезвычайной
ситуации;
- анализировать основные мероприятия,
которые
проводятся
при
аварийноспасательных работах в очагах поражения;
- описывать
основные
мероприятия,
которые проводятся при выполнении
неотложных работ;
- моделировать свои действия по сигналам
оповещения о чрезвычайных ситуациях в
районе проживания при нахождении в
школе, на улице, в общественном месте (в
театре, библиотеке и др.), дома
16

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
- негативно относиться к любым видам
- формировать индивидуальные основы
террористической и экстремистской
правовой психологии для противостояния
деятельности;
идеологии насилия;
- характеризовать терроризм и экстремизм
= формировать
личные
убеждения,
как социальное явление, представляющее
способствующие профилактике вовлечения
серьёзную угрозу личности, обществу и
в террористическую деятельность;
национальной безопасности России;
- формировать индивидуальные качества,
- анализировать
основные
положения способствующие
противодействию
нормативно-правовых
актов
РФ
по экстремизму и терроризму;
противодействию
терроризму
и - использовать знания о здоровом образе
экстремизму
и
обосновывать жизни, социальных нормах и
необходимость
комплекса
мер, законодательстве для выработки
принимаемых в РФ по противодействию осознанного негативного отношения к
терроризму;
любым видам нарушений общественного
- воспитывать у себя личные убеждения и порядка, употреблению алкоголя и
качества,
которые
способствуют наркотиков, а также к любым видам
формированию
антитеррористического экстремистской и террористической
поведения
и
антиэкстремистского деятельности
мышления;
- обосновывать
значение
культуры
безопасности
жизнедеятельности
в
противодействии идеологии терроризма и
экстремизма;
- характеризовать
основные
меры
уголовной ответственности за участие в
террористической
и
экстремистской
деятельности;
- моделировать последовательность своих
действий при угрозе террористического
акта
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
- характеризовать здоровый образ жизни и - использовать здоровьесберегающие
его
основные
составляющие
как технологии (совокупность методов и
индивидуальную
систему
поведения процессов) для сохранения и укрепления
человека
в
повседневной
жизни, индивидуального здоровья, в том числе его
обеспечивающую совершенствование его духовной, физической и социальной
духовных
и
физических
качеств; составляющих
использовать знания о здоровье и здоровом
образе жизни как средство физического
совершенствования;
анализировать
состояние
личного
здоровья и принимать меры по его
сохранению, соблюдать нормы и правила
здорового образа жизни для сохранения и
укрепления личного здоровья;
- классифицировать знания об основных
факторах,
разрушающих
здоровье;
характеризовать факторы, потенциально
опасные для здоровья (вредные привычки,
17

ранние половые связи, допинг и др.), и их
возможные последствия;
систематизировать
знания
о
репродуктивном здоровье как единой
составляющей
здоровья
личности
и
общества; формировать личные качества,
которыми должны обладать молодые люди,
решившие вступить в брак;
анализировать
основные
демографические процессы в Российской
Федерации; описывать и комментировать
основы семейного законодательства в
Российской Федерации; объяснять роль
семьи в жизни личности и общества,
значение
семьи
для
обеспечения
демографической безопасности государства
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
- характеризовать различные повреждения и - готовить и проводить занятия по
травмы, наиболее часто встречающиеся в обучению правилам оказания само- и
быту, и их возможные последствия для взаимопомощи
при
наиболее
часто
здоровья;
встречающихся в быту повреждениях и
- анализировать возможные последствия травмах
неотложных состояний в случаях, если не
будет
своевременно
оказана
первая
помощь;
- характеризовать предназначение первой
помощи пострадавшим; классифицировать
средства, используемые при оказании
первой
помощи;
соблюдать
последовательность действий при оказании
первой
помощи
при
различных
повреждениях, травмах, наиболее часто
случающихся
в
быту;
определять
последовательность
оказания
первой
помощи и различать её средства в
конкретных ситуациях;
анализировать
причины
массовых
поражений в условиях чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и
социального характера и систему мер по
защите населения в условиях чрезвычайных
ситуаций
и
минимизации
массовых
поражений; выполнять в паре/втроём
приёмы оказания само- и взаимопомощи в
зоне массовых поражений

18

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в
местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно
допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве.
Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов
питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и
инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами
и др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода,
пассажира
и
велосипедиста.
Средства
индивидуальной
защиты
велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при
пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной
защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде.
Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила
поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и
ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера
(квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество,
самозащита
покупателя).
Элементарные
способы
самозащиты.
Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от
них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины,
ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза,
сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения,
половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии,
эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного
характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных,
химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики,
транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному
поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила
пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация
населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в
Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности
личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в
террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность.
Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная
безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного
19

предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при
похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении
мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при
посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие
и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим
дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия,
игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака
и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и
обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и
внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних
дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и
переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем
переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания,
их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при
тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей.
Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при
коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим
током.
Практические работы
Тема урока
Меры пожарной безопасности.
Правила безопасного поведения
при пожаре.
Правила безопасного поведения
в случае возникновения пожара
на транспорте
Правила безопасного поведения
на воде.
Правила поведения на природе

Практические работы
Алгоритм безопасного поведения при пожаре в здании
Алгоритм безопасного поведения при пожаре на
транспорте

Алгоритм безопасного поведения при отдыхе на воде
летом и зимой
Способы добывания огня. Обеспечение водой и
питанием в лесу. Сигналы бедствия.
Правила ориентирования на Ориентирование на местности при помощи компаса и
местности
карты.
Нарушение
экологического Правила безопасного поведения в экологически
равновесия
в
местах неблагоприятных районах.
проживания.
Правила безопасного поведения Правила профилактики и самозащиты от нападения
в криминогенных ситуациях.
насильников и хулиганов. Правила защиты от
мошенников.
Правила безопасного поведения Поведение человека при захвате его террористами в
в качестве заложника.
качестве заложника.
Правила безопасного поведения Рекомендации по правилам безопасного поведения в
20

в толпе.
Медицинская
(домашняя)
аптечка.
Первая медицинская помощь
при травмах.

толпе
Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и
лекарственные средства, их использование.
Способы остановки кровотечений.
Правила и способы транспортировки пострадавших

Защита населения от АХОВ.

Отработка навыков одевания противогаза и ватномарлевой повязки, эвакуации.
Единая
государственная Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
система предупреждения и Сигнал «Внимание всем!».
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций.

6 класс (34часа)
№
Тема урока,
Основные виды учебной
ЭОР
п/
количество
деятельности обучающихся
п часов на раздел,
тему
Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни (14 ч)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе
жизни (2ч)
1
Здоровье
Учатся развивать у себя www.school-collection.edu.ru
физическое и
физические
качества,
духовное. Режим необходимые для хорошей
труда и отдыха
физической
формы.
Получают представление о
принципах
и
методике
закаливания.
Учатся
выполнять
закаливающие
процедуры,
используя
факторы окружающей среды.
Получают представление о
составляющих
здоровья
человека,
критериях его
оценки, группах здоровья
детей
и
подростков.
Получают представление об
основных
элементах
здорового образа жизни и его
влиянии на формирование
личности.
2
Вредные
Получают представление о www.school-collection.edu.ru
привычки и их
гигиене и ее составляющих,
негативное
гигиенических требованиях к
влияние на
одежде, обуви и головным
здоровье. Вред
уборам, к современному
электронных
жилищу, о физическом и
сигарет
психологическом развитии в
21

подростковом и юношеском
возрасте. Учатся учитывать
эти
особенности
при
общении с окружающими.
Получают представление о
причинах и профилактике
суицидов.
Учатся
преодолевать
угнетенное
психическое состояние и
депрессию. Формируют у
себя негативное отношение к
табакокурению,
к
употреблению алкоголя, к
употреблению
психоактивных
веществ.
Учатся оказывать первую
помощь при отравлении
наркотиками
и
лекарственными
препаратами.
Получают
представление
о
заболеваниях, передающихся
половым путем, и путях их
профилактики.
Правила обеспечения безопасности дорожного
движения (2ч)
3
Дорожное
Учатся
определять
движение и его
источники
и
зоны
участники.
повышенной опасности в
Ответственность современном
городе.
граждан
Изучают
правила
безопасного поведения в этих
зонах. Изучают основные
положения
Правил
дорожного
движения.
Осваивают
правила
безопасного
поведения
пешеходов и пассажиров.
Получают представление об
автомобильных авариях и
катастрофах, их главных
причинах
4
Характеристика Осваивают
правила
современных
безопасного поведения при
видов
аварийных
ситуациях
в
транспорта. ПДД автобусе,
троллейбусе,
на различных
автомобиле
и
метро.
видах
Осваивают
правила
транспорта
безопасного поведения при
авариях
на
железнодорожном
транспорте, на авиационном

www.school-collection.edu.ru

www.schoolcollection.edu.ruwww.schoolcollection.edu.ru

22

5

6

7

8

транспорте, на морском и
речном транспорте. Изучают
правила
безопасного
поведения
на
дорогах
велосипедистов и водителей
мопедов
Правила пожарной безопасности (2 ч)
Меры пожарной Получают представление о www.school-collection.edu.ru
безопасности.
причинах и видах аварий на
Правила
пожаро- и взрыво- опасных
безопасного
объектах, о взрыве, пожаре,
поведения при
процессе горения. Изучают
пожаре.
правила
безопасного
Изучение и
поведения при пожарах и
составления
взрывах,
применения
плана эвакуации первичных
средств
пожаротушения.
Изучают
и
Правила
тренируются
правильно
безопасного
действовать
при
поведения в
возникновении паники во
случае
время пожара. Изучают и
возникновения
анализируют воздействие на
пожара на
людей
опасных
и
транспорте.
поражающих
факторов
пожара и взрыва.
Правила безопасного поведения на воде.
(1ч)
Правила
Изучают
правила www.school-collection.edu.ru
безопасного
безопасного поведения на
поведения
на водоемах летом и зимой.
воде.
Узнают основные причины
бедствий на водоемах и
первоочередные
действия
человека,
заметившего
утопающего.
Учатся
оказывать первую помощь
при утоплении
Правила безопасного поведения в быту (1ч)
Правила
Учатся различать службы www.school-collection.edu.ru
безопасного
обеспечения безопасности в
поведения
в соответствии
с
их
быту, ТБ при предназначением.
использовании
Приобретают навыки их
бытовых
вызова. Учатся правильно
устройств
действовать
по
сигналу
оповещения
«Внимание
всем!».Учатся распознавать
опасные
и
аварийные
ситуации в доме (квартире).
Изучают меры безопасности
в быту.
23

9

10

11

Правила поведения на природе (2ч)
Правила
Осваивают
правила www.school-collection.edu.ru
поведения на
безопасного поведения в
природе
нестандартных
ситуациях.
природных
условиях.
Получают представление о
стихийных
бедствиях,
экстремальных ситуациях в
природных условиях и их
причинах. Учатся правильно
комплектовать
походную
аптечку средствами оказания
первой помощи и при
необходимости
оказывать
первую помощь при укусах
насекомых и змей, при
термических и солнечных
ожогах
и
используя
лекарственные растения.
Правила
Вырабатывают
у
себя www.school-collection.edu.ru
ориентирования психологические
качества
на местности
уверенного
человека.
Получают представление о
страхе
и
паническом
поведении.
Приобретают
навыки по формированию
волевых
качеств,
необходимых
для
преодоления
страха.
Обучаются
определять
стороны света различными
способами и двигаться по
азимуту.
Нарушение экологического равновесия в
местах проживания (1ч)
Нарушение
Учатся оценивать состояние www.school-collection.edu.ru
экологического
окружающей
среды,
равновесия
в планировать и выполнять
местах
мероприятия
по
защите
проживания.
здоровья
в
местах
с
неблагоприятной
экологической обстановкой.
Получают представление о
негативном
влиянии
деятельности человека на
окружающую
среду,
источниках
загрязнения
биосферы,
чрезвычайных
ситуациях
экологического
характера
и
их
классификации.
Получают
24

12

13

14

15

16

представление о предельно
допустимых концентрациях
вредных
веществ
в
атмосфере, воде и почве,
нормах качества атмосферы,
воды и почвы. Изучают меры
безопасности
при
нахождении на территории с
неблагоприятными
экологическими условиями
Правила безопасного поведения в
криминогенных ситуациях (3ч)
Правила
Вырабатывают
у
себя
безопасного
психологические
качества
поведения в
уверенного человека. Учатся
криминогенных правильно действовать при
ситуациях.
возникновении
ситуаций
криминогенного характера в
доме, квартире и подъезде. на
улице и не допускать в
отношении себя опасных
домогательств.
Правила
Получают представление о
безопасного
киднепинге и преступлениях
поведения в
на сексуальной почве. Учатся
качестве
соблюдать
правила
заложника.
безопасного поведения и
Психология
психологической защиты по
поведения при
предотвращению
различных
насильственных
действий.
действиях.
Развивают у себя качества
личности
уверенного
человека.
Правила
Развивают у себя качества
безопасного
личности
уверенного
поведения в
человека. Учатся соблюдать
толпе.
правила
безопасного
Психология
поведения в
толпе на
толпы, краткое
массовых мероприятиях
описание
поведения
Оказание первой медицинской помощи (4ч)
Медицинская
Учатся
правильно
(домашняя)
комплектовать
аптечку
аптечка.
средствами оказания первой
Наличие и
помощи
и
при
знание
необходимости
оказывать
применения
первую помощь, используя
препаратов
лекарственные растения и
подручные средства.
Первая
Обучают
различным

www.school-collection.edu.ru

www.school-collection.edu.ru

www.school-collection.edu.ru

www.school-collection.edu.ru

www.school-collection.edu.ru
25

медицинская
помощь при
травмах.
Диагностика
травм
Первая
медицинская
помощь при
бытовых
отравлениях.

способам
пострадавших
использованием
средств

переноски
с
подручных

Учатся
правильно www.school-collection.edu.ru
комплектовать
аптечку
средствами оказания первой
помощи
при бытовых и
алкогольных
отравлениях.
Обучают
различным
способам
переноски
пострадавших
с
использованием подручных
средств. Учатся оказывать
первую
помощь
при
отравлении минеральными
удобрениями
и
другими
химикатами
18 Первая
Изучают
термические
и www.school-collection.edu.ru
медицинская
солнечные
ожоги,
их
помощь
воздействие на организм
отдыхающим на человека. Учатся оказывать
природе.
первую
помощь
при
термических и солнечных
ожогах. Изучают правила
профилактики и оказания
первой
помощи
при
обморожениях
и
общем
охлаждении
организма.
Получают представление о
видах и признаках закрытых
травм. Учатся оказывать
первую
помощь
при
закрытых травмах
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного и
техногенного характера (17ч)
Чрезвычайные ситуации природного характера,
их последствия и правила безопасного поведения
(7ч)
19 Землетрясения и Приобретают
знания
о www.school-collection.edu.ru
их поражающие происхождении, причинах и
факторы.
классификации
землетрясений.
Учатся
определять
признаки
приближающегося
землетрясения и правильно
действовать
при
заблаговременном
оповещении
о
землетрясении, во время
17

26

20

Вулканы и их
поражающие
факторы.

21

Оползни, сели,
обвалы, лавины
и их
поражающие
факторы.

22

Ураганы, бури,
смерчи и их
поражающие
факторы.

23

Наводнения и их
поражающие
факторы.

24

Цунами и их
поражающие
факторы.

землетрясения и после него.
Получают представление о
вулканах и причинах их
извержения
Узнают
о
последствиях вулканических
извержений.
Учатся
правильно действовать при
заблаговременном
оповещении об извержении
вулкана, во время и после
извержения
Получают представление о
происхождении, причинах и
классификации
оползней,
селей, обвалов и лавин.
Узнают
о
поражающих
факторах и последствиях от
оползней, селей, обвалов и
снежных лавин. Изучают
рекомендации для населения,
проживающего в оползне-,
селе-,
обвалои
лавиноопасных
районах
Изучают
правила
безопасного поведения при
угрозе, во время и после
схода селя, оползня, обвала и
снежной лавины
Получают представление об
ураганах, бурях, смерчах,
циклонах и причинах их
возникновения.
Изучают
правила
безопасного
поведения при приближении,
во время и после урагана,
бури и смерчи
Получают представление о
происхождении, причинах и
классификации наводнений.
Узнают
о
последствиях
наводнений и мерах по
снижению ущерба от них.
Изучают
правила
безопасного поведения при
заблаговременном
оповещении о наводнении,
при внезапном наводнении и
после
Получают представление о
происхождении, причинах и
классификации
цунами.

www.school-collection.edu.ru

www.school-collection.edu.ru

www.school-collection.edu.ru

www.school-collection.edu.ru

www.school-collection.edu.ru

27

Узнают
о
поражающих
факторах цунами и мерах по
снижению ущерба от цунами.
Узнают
о
признаках,
свидетельствующих
о
приближении
цунами.
Изучают
правила
безопасного поведения при
заблаговременном
оповещении о цунами, при
внезапном приходе цунами и
после прохождения волны
25 Правила
Получают представление о www.school-collection.edu.ru
безопасного
классификации природных
поведения при
пожаров, узнают о причинах
возникновении
возгорания
лесов
и
природных
торфяников
Изучают
пожаров.
поражающие
факторы,
способы тушения и меры по
предупреждению природных
пожаров. Изучают правила
безопасного поведения во
время природных пожаров и
фактические действия при
тушении небольшого лесного
пожара
Чрезвычайные ситуации техногенного
характера, их последствия и правила безопасного
поведения (6ч)
26 ЧС техногенного Получают представление о www.school-collection.edu.ru
характера
производственных
и
транспортных авариях и
катастрофах, классификации
чрезвычайных
ситуаций
техногенного характера
27 Правила
Получают представление о www.school-collection.edu.ru
безопасного
причинах и видах аварий на
поведения при
пожаро- и взрыво- опасных
пожарах и
объектах
Получают
взрывах.
представление о взрыве,
пожаре, процессе горения
Узнают о классификации
пожаров, условиях и видах
их распространения Изучают
правила
безопасного
поведения при пожарах и
взрывах,
применения
первичных
средств
пожаротушения Изучают и
тренируются
правильно
действовать
при
28

28

29

30

31

32

возникновении паники во
время пожара
Аварийно
Изучают
классификацию
химически
АХОВ в зависимости от
опасные
воздействия на организм
вещества
человека и характеристики
(АХОВ).
распространенных
АХОВ
Узнают о причинах и
последствиях
химических
аварий.
Получают
представление об очаге и
зоне химического заражения,
стойкости АХОВ
Защита
Изучают основные способы
населения от
защиты населения от АХОВ.
АХОВ.
Учатся изготавливать ватномарлевые повязки, проводить
герметизацию помещений
Радиационные
Получают представление о
аварии.
радиоактивном излучении, о
естественных
и
искусственных источниках
этого
излучения,
дозах
облучения людей, внешнем и
внутреннем облучении, путях
попадания
радиоактивных
веществ в организм человека
Учатся
правильно
действовать при авариях на
радиационно
опасных
объектах. Изучают правила
безопасного поведения при
проживании на загрязненной
местности
Гидродинамичес Получают представление о
кие аварии.
гидродинамически опасных
объектах
и
гидродинамических авариях,
их классификации, причинах,
поражающих факторах и
последствиях Изучают меры
по уменьшению потерь от
гидродинамических аварий.
Учатся
правильно
действовать при внезапном
затоплении и после схода
воды.
Организация защиты населения от ЧС (4ч)
Единая
Получают представление о
государственная функциях и структуре РСЧС
система
Получают представление об

www.school-collection.edu.ru

www.school-collection.edu.ru

www.school-collection.edu.ru

www.school-collection.edu.ru

www.school-collection.edu.ru

29

предупреждения
и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций.(РСЧС
)
33

Инженерная,
радиационная и
химическая
защита
населения.

34

Эвакуация.

основных задачах, силах и
средствах
гражданской
обороны
Получают
представление о режимах
функционирования, силах и
средствах РСЧС
Способы
инженерной, www.school-collection.edu.ru
радиационной и химическая
защита населения. Получают
представление
о
видах
защитных сооружений, их
устройстве
и
порядке
заполнения.
Изучают
правила
поведения
в
убежище
и
пользования
разними
видами
противогазов
и
поврежденным
противогазом.
Получают
практические www.school-collection.edu.ru
навыки в изготовлении и
применении
простейших
средств защиты органов
дыхания, узнают сигнальные
средства оповещения о ЧС и
получают
практические
навыки эвакуации из здания.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».