18.03.2019
|
«Утверждаю» начальник
Управления образования _________
Т.П.Бахтинова |
БАЗОВАЯ ПРОГРАММА
ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА
Наименование
Программы |
Базовая
программа правового просвещения и воспитания обучающихся муниципальных
общеобразовательных учреждений города Новошахтинска |
Разработчик
Программы |
Управление образования города
Новошахтинска |
Консультант разработки
программы |
Уполномоченный по правам ребенка
в Ростовской области |
Цель
Программы |
Формирование правового
сознания, правовой культуры |
Задачи
Программы |
- формирование
у обучающихся представления о правах - воспитание
уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам; - получение
знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение
их использовать для решения практических задач; - формирование
целостного представления о взаимосвязи прав, свобод, обязанностей и
ответственности, готовности - раскрытие
творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм
законов и ответственности
за их несоблюдение; - приобретение готовности и
способности разрешать конфликты мирным путем; - профилактика правонарушений, виктимного поведения |
Структура
Программы |
Программа состоит из: - пояснительной записки; - правовых компетенциях
обучающихся; - индикаторов успешности
правового просвещения - примерного тематического
плана правового просвещения - перечня нормативных правовых
документов |
Целевые
группы |
Обучающиеся,
родители (законные представители) |
Исполнители программы |
- руководители и
административные работники общеобразовательных учреждений города
Новошахтинска; - уполномоченные по правам
ребенка общеобразовательных
учреждений; - классные руководители; - педагоги-психологи; - социальные педагоги; - преподаватели общественных
дисциплин |
Ожидаемые результаты |
- совершенствование
системы работы по правовому воспитанию; - положительная
динамика формирования правосознания обучающихся; - повышение
социальной активности и уровня социализации обучающихся; -
снижение числа совершения обучающимися противоправных деяний; - сокращение
числа обучающихся, состоящих на учете |
Пояснительная записка
Правовое просвещение и воспитание является одним из
важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения
человека
в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного
поведения школьников – это целенаправленное, организованное, систематическое и
воздействие на личность, формирующее установки гражданственности,
правосознания, уважения
и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики
правонарушений.
Недостаточно
только проинформировать ребёнка о его правах и обязанностях, правомерном
поведении, необходимости уважения общечеловеческих ценностей, прав и свобод
других людей — следует закрепить эти принципы в сознании, чтобы ребёнок мог
использовать их в повседневной жизни. Правовые знания должны быть включены в
сознание ребенка, стать частью его убеждений, опыта. Этого можно достичь путем
целенаправленного воспитательного воздействия. Результатом правового
просвещения и воспитания должна стать внутренняя потребность личности следовать
закону и поступать правильно всегда, вне зависимости
от обстоятельств.
Правовое
просвещение и воспитание рассматривается как условие формирования
индивидуальных способностей, получения компетенций и навыков социального
функционирования. Эти три элемента правового воспитания конкретизируются и реализуются
на каждой ступени образования с учетом особенностей возрастного развития
ребенка, изменения правового статуса обучающихся, практической востребованности
той или иной области правовых знаний, обеспечивая, таким образом, непрерывность
и преемственность правового образования.
Предлагаемая программа содержит обязательный
минимум правового просвещения и воспитания, которое каждое общеобразовательное
учреждение предоставляет обучающимся. Обязательный минимум представлен в форме Примерного
тематического плана, содержащего набор предметных тем, включаемых в
обязательном порядке в деятельность учреждения по правовому просвещению
обучающихся начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования. Обязательный минимум распределяет материал по возрастным ступеням
(классам), обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся
возможность успешно продолжить получение правовых знаний
на каждой из последующих ступеней образования.
В сфере
правового просвещения в начальной школе основной задачей является формирование
у детей представления о себе и окружающих как личности
и равноправных субъектах; получение знаний о праве как об особой сфере жизни
современного общества, о правилах поведения в школе, семье, на улице;
приобретение умений в предотвращении и разрешении реальных детских конфликтов,
а также практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях,
определенных правилами и нормами. Осознание и
формирование необходимости выполнения правил и норм способствует воспитанию у детей
законопослушности, закладываются основы правовой культуры личности.
В правовом
просвещении основной школы продолжается работа
по формированию нравственных ориентиров и правовых установок, связанных
с изменениями в социально-правовом положении подростков, расширением
их дееспособности. Ведущей линией в обучении и воспитании
несовершеннолетних является осознание важности права как регулятора
взаимоотношений в обществе, единства прав, свобод, обязанностей и
ответственности, формирование уважительного отношения к
закону, закрепление
знаний о правах ребенка, человека и гражданина и механизмах их реализации, а
так же компетенций в сфере соблюдения правил поведения в обществе, в
конфликтных ситуациях, развитие навыков толерантного поведения на
основе уважения конституционных прав
и свобод других людей. На
данной ступени правовое просвещение расширяет возможности, привносит более
глубокое знание нормативных документов: устав образовательной организации,
законодательство в сфере государственного, административного, семейного,
уголовного, трудового права, приемы поиска необходимой информации для защиты
права.
В старшей школе с учетом серьезных и глубоких изменений в личности старшеклассника
усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными
способами реализации конституционных прав и свобод; расширяются представления
учащихся о правовой сфере общества, знания приобретают системный характер. Правовое
просвещение ориентировано
на формирование общей культуры, связанной с мировоззренческими, воспитательными
и развивающими задачами, задачами социализации;
на формирование стойкой правовой культуры и правовой осознанности, связанной
с практическим их применением в социуме.
Правовые компетенции обучающихся.
Основным
результатом правового просвещения и воспитания в школе должно стать не простое
усвоение знаний, а приобретение выпускником соответствующих правовых
компетенций, под которыми понимается результат, не сводимый
к простой комбинации юридических знаний, а обеспечивающий возможность решения
реальных задач в сфере отношений, регулируемых правом.
Результатом
реализации программы правового просвещения и воспитания должен стать уровень
подготовки выпускников трех возрастных ступеней
по категориям «знать/понимать», «уметь» и «использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
1 ступень – начальная школа.
Категория «Знать/понимать» - ребенок по
окончании начальной школы должен знать о существовании Конвенция о правах ребенка,
Конституции РФ, Уставе школы, законодательстве международном и российском
(элементарный уровень), правилах поведения, службах защиты прав детей.
Категория «Уметь» - уметь объяснить (элементарный
уровень) что такое Конвенция о правах ребенка, Конституция, Закон, Устав школы,
правила поведения, для чего они нужны и каковы последствия их нарушения.
Категория «Использовать приобретенные знания и
умения
в практической деятельности и повседневной жизни» - ребенок
должен использовать в социуме правила поведения, соблюдать нормы общения
и уважительно относиться к товарищам, учителям, родителям, другим окружающим, уметь
разрешать конфликтные ситуации посредством дискуссии, цивилизованного спора.
2 ступень – основная школа.
Категория
«Знать/понимать» - выпускник 9 класса
должен знать основные положения документов в области государственного,
административного, семейного, уголовного, трудового права в части, касающейся
прав несовершеннолетних, систему законодательства и нормы права, понятия прав,
свобод, обязанностей
и ответственности, их взаимосвязь.
Категория
«Уметь» - уметь рассказать об основных положениях в области
государственного, административного, семейного, уголовного, трудового права,
правильно применять в повседневной жизни положения законов, уметь поддерживать
правосознание и порядок для себя и других, иметь четкую установку на
законопослушание, предвидеть последствия при принятии решений, связанных
с правовым/противоправным поведением, уметь находить необходимую правовую
информацию.
Категория «Использовать приобретенные знания и
умения
в практической деятельности и повседневной жизни» - ребенок должен
использовать правовые нормы поведения, основанные на осознанном понимании
ответственности, санкций и прогнозировании ситуации, выделять правовые аспекты
возникающих жизненных ситуаций, анализировать сложившуюся правовую ситуацию с
различных позиций, видеть правовые последствия принимаемых решений и
совершаемых действий.
3
ступень – старшая школа.
Категория «Знать/понимать» -
ребенок-выпускник 11 класса должен знать основополагающие документы в области
российского и международного права, сферах их применения, систему прав и
обязанностей граждан России, регулирующих отношения между государством и
личностью, усвоить систему знаний о порядке реализации, возможностях и методах
защиты прав личности, овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме,
необходимом для применения в повседневной жизни.
Категория «Уметь» - выпускник 11 класса должен
владеть знанием
о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной
жизни, уметь определять оптимум (или достаточный минимум) правовой информации
для повседневного использования в жизни, уметь правильно пользоваться
юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять
их смысл, иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности.
Категория «Использовать приобретенные знания и
умения
в практической деятельности и повседневной жизни» - ребенок
должен использовать правовые нормы поведения, основанные на осознанном понимании
ответственности, санкций и прогнозировании ситуации, анализировать сложившуюся
правовую ситуацию с различных позиций, давать правовую оценку поступкам
физических и юридических лиц, собственным действиям, явлениям жизни, видеть правовые последствия принимаемых решений
и совершаемых действий, использовать в повседневной жизни механизмы и средства
правового разрешения проблем, уважать закон, его единство для всех без
исключения людей, уметь пользоваться правовыми поисковыми системами.
Индикаторы
успешности правового просвещения и
воспитания
1.
Доля обучающихся, совершивших
правонарушения, общественно опасные деяния, преступления, в общей численности
обучающихся;
2.
Доля обучающихся, состоящих на
внутришкольном учете, в общей численности обучающихся;
3.
Доля обучающихся, вовлеченных в
правовое воспитание, в том числе участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах
правовой тематики, в общей численности обучающихся;
4.
Доля обучающихся, вовлеченных в
правовое воспитание, участие в профилактических мероприятиях, из числа
состоящих на различных видах учета.
Примерный
календарно-тематический
план мероприятий
правового воспитания обучающихся с 1 по
11 класс
Перечень
нормативных правовых документов
1.
«Всеобщая
декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
2. Конвенция о
защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Европейская конвенция о
защите прав человека и основных свобод) (Рим, 04.11.1950).
3.
Международный пакт о гражданских и политических
правах (Нью-Йорк, 16.12.1966).
4.
Декларация
о правах инвалидов (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1975).
5.
Конвенция
о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989).
6.
Конституция
Российской Федерации.
7.
Федеральный
конституционный закон от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации».
8.
Федеральный
закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации».
9.
Федеральный
закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
10. Федеральный
закон от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
11. Указ Президента
Российской Федерации от 01.09.2009 №986
«Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
12. Гражданский
кодекс Российской Федерации.
13. Семейный кодекс
Российской Федерации.
14. Трудовой кодекс
Российской Федерации.
15. Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях.
16. Уголовный кодекс
Российской Федерации.
17. Областной закон
от 15.03.2007 №643-ЗС «Об уполномоченном
по правам человека в Ростовской области».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2019
Дата обновления: 18.03.2019
Дата публикации: 18.03.2019