БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА

18.03.2019

   

«Утверждаю»

начальник Управления образования
Администрации г. Новошахтинска

 

_________ Т.П.Бахтинова

 

БАЗОВАЯ ПРОГРАММА

ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА

 

Наименование Программы

Базовая программа правового просвещения и воспитания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Новошахтинска  

Разработчик Программы

Управление образования города Новошахтинска

Консультант

разработки программы

Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области

Цель Программы

Формирование правового сознания, правовой культуры
и законопослушного поведения обучающихся

Задачи Программы

- формирование у обучающихся представления о правах
как главной ценности человеческого общества;

-  воспитание уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;

-  получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

- формирование целостного представления о взаимосвязи прав, свобод, обязанностей и ответственности, готовности
и способности строить собственное поведение на их основе;

- раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов

и ответственности за их несоблюдение;

- приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем;

- профилактика правонарушений, виктимного поведения

Структура Программы

Программа состоит из:

- пояснительной записки;

- правовых компетенциях обучающихся;

- индикаторов успешности правового просвещения
и воспитания;

- примерного тематического плана правового просвещения
и воспитания обучающихся, разделенного по возрастным категориям;

- перечня нормативных правовых документов

Целевые группы

Обучающиеся, родители (законные представители) 

Исполнители программы

- руководители и административные работники общеобразовательных учреждений города Новошахтинска;

- уполномоченные по правам ребенка  общеобразовательных учреждений;

- классные руководители;

- педагоги-психологи;

- социальные педагоги;

- преподаватели общественных дисциплин

Ожидаемые результаты

- совершенствование системы работы по правовому воспитанию;

- положительная динамика формирования правосознания обучающихся;

- повышение социальной активности и уровня социализации обучающихся;

- снижение числа совершения обучающимися противоправных деяний;

- сокращение числа обучающихся, состоящих на учете
в субъектах профилактики правонарушений несовершеннолетних

 

Пояснительная записка

 

Правовое просвещение и воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека
в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленное, организованное, систематическое и воздействие на личность, формирующее установки гражданственности, правосознания, уважения
и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Недостаточно только проинформировать ребёнка о его правах и обязанностях, правомерном поведении, необходимости уважения общечеловеческих ценностей, прав и свобод других людей — следует закрепить эти принципы в сознании, чтобы ребёнок мог использовать их в повседневной жизни. Правовые знания должны быть включены в сознание ребенка, стать частью его убеждений, опыта. Этого можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия. Результатом правового просвещения и воспитания должна стать внутренняя потребность личности следовать закону и поступать правильно всегда, вне зависимости
от обстоятельств.  

Правовое просвещение и воспитание рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения компетенций и навыков социального функционирования. Эти три элемента правового воспитания конкретизируются и реализуются на каждой ступени образования с учетом особенностей возрастного развития ребенка, изменения правового статуса обучающихся, практической востребованности той или иной области правовых знаний, обеспечивая, таким образом, непрерывность и преемственность правового образования.

 Предлагаемая программа содержит обязательный минимум правового просвещения и воспитания, которое каждое общеобразовательное учреждение предоставляет обучающимся. Обязательный минимум представлен в форме Примерного тематического плана, содержащего набор предметных тем, включаемых в обязательном порядке в деятельность учреждения по правовому просвещению обучающихся начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум распределяет материал по возрастным ступеням (классам), обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить получение правовых знаний
на каждой из последующих ступеней образования.

В сфере правового просвещения в начальной школе основной задачей является формирование у детей представления о себе и окружающих как личности
и равноправных субъектах; получение знаний о праве как об особой сфере жизни современного общества, о правилах поведения в школе, семье, на улице; приобретение умений в предотвращении и разрешении реальных детских конфликтов, а также практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, определенных правилами и нормами.
Осознание и формирование необходимости выполнения правил и норм способствует воспитанию у детей законопослушности, закладываются основы правовой культуры личности.

В правовом просвещении основной школы продолжается работа
по формированию нравственных ориентиров и правовых установок,  связанных
с изменениями в социально-правовом положении подростков, расширением
их дееспособности. Ведущей линией в обучении и воспитании  несовершеннолетних является осознание важности права как регулятора взаимоотношений в обществе,
единства прав, свобод, обязанностей и ответственности, формирование уважительного отношения к закону, закрепление знаний о правах ребенка, человека и гражданина и механизмах их реализации, а так же компетенций в сфере соблюдения правил поведения в обществе, в конфликтных ситуациях, развитие навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав
и свобод других людей.
На данной ступени правовое просвещение расширяет возможности, привносит более глубокое знание нормативных документов: устав образовательной организации, законодательство в сфере государственного, административного, семейного, уголовного, трудового права, приемы поиска необходимой информации для защиты права.

В старшей школе с учетом серьезных и глубоких изменений в личности старшеклассника усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными способами реализации конституционных прав и свобод; расширяются представления учащихся о правовой сфере общества, знания приобретают системный характер. Правовое просвещение ориентировано
на формирование общей культуры, связанной с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами, задачами социализации;
на формирование стойкой правовой культуры и правовой осознанности, связанной
с практическим их применением в социуме.

 

Правовые компетенции обучающихся.

 

Основным результатом правового просвещения и воспитания в школе должно стать не простое усвоение знаний, а приобретение выпускником соответствующих правовых компетенций, под которыми понимается результат, не сводимый
к простой комбинации юридических знаний, а обеспечивающий возможность решения реальных задач в сфере отношений, регулируемых правом.

Результатом реализации программы правового просвещения и воспитания должен стать уровень подготовки выпускников трех возрастных ступеней
по категориям «знать/понимать», «уметь» и «использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

 

1 ступень – начальная школа.

Категория «Знать/понимать» - ребенок по окончании начальной школы должен знать о существовании Конвенция о правах ребенка, Конституции РФ, Уставе школы, законодательстве международном и российском (элементарный уровень), правилах поведения, службах защиты прав детей.  

Категория «Уметь» - уметь объяснить (элементарный уровень) что такое Конвенция о правах ребенка, Конституция, Закон, Устав школы, правила поведения, для чего они нужны и каковы последствия их нарушения.

Категория «Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни»
- ребенок должен использовать в социуме правила поведения, соблюдать нормы общения
и уважительно относиться к товарищам, учителям, родителям, другим окружающим, уметь разрешать конфликтные ситуации посредством дискуссии, цивилизованного спора.

 

2 ступень – основная школа.

Категория «Знать/понимать» - выпускник 9 класса должен знать основные положения документов в области государственного, административного, семейного, уголовного, трудового права в части, касающейся прав несовершеннолетних, систему законодательства и нормы права, понятия прав, свобод, обязанностей
и ответственности, их взаимосвязь.

         Категория «Уметь» - уметь рассказать об основных положениях в области государственного, административного, семейного, уголовного, трудового права, правильно применять в повседневной жизни положения законов, уметь поддерживать правосознание и порядок для себя и других, иметь четкую установку на законопослушание, предвидеть последствия при принятии решений, связанных
с правовым/противоправным поведением, уметь находить необходимую правовую информацию.

Категория «Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни»
- ребенок должен использовать правовые нормы поведения, основанные на осознанном понимании ответственности, санкций и прогнозировании ситуации, выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций, анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций, видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий.

 

3 ступень – старшая школа.

Категория «Знать/понимать» - ребенок-выпускник 11 класса должен знать основополагающие документы в области российского и международного права, сферах их применения, систему прав и обязанностей граждан России, регулирующих отношения между государством и личностью, усвоить систему знаний о порядке реализации, возможностях и методах защиты прав личности, овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для применения в повседневной жизни.

Категория «Уметь» - выпускник 11 класса должен владеть знанием
о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни, уметь определять оптимум (или достаточный минимум) правовой информации для повседневного использования в жизни, уметь правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл, иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности.

Категория «Использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни»
- ребенок должен использовать правовые нормы поведения, основанные на осознанном понимании ответственности, санкций и прогнозировании ситуации, анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций, давать правовую оценку поступкам физических и юридических лиц, собственным действиям, явлениям жизни,  видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий, использовать в повседневной жизни механизмы и средства правового разрешения проблем, уважать закон, его единство для всех без исключения людей, уметь пользоваться правовыми поисковыми системами. 

Индикаторы

успешности правового просвещения и воспитания

 

1.                Доля обучающихся, совершивших правонарушения, общественно опасные деяния, преступления, в общей численности обучающихся;

2.                Доля обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, в общей численности обучающихся;

3.                Доля обучающихся, вовлеченных в правовое воспитание, в том числе участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах правовой тематики, в общей численности обучающихся;

4.                Доля обучающихся, вовлеченных в правовое воспитание, участие в профилактических мероприятиях, из числа состоящих на различных видах учета.

 

Примерный календарно-тематический

план мероприятий правового воспитания  обучающихся с 1 по 11 класс

 

№ п\п

Название темы

Основное содержание

форма проведения

Исполнители (соисполнители)

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1 класс (1 раз в четверть)

1

Правила вокруг нас

Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Я – ученик! Правила школьной жизни

Игра-беседа

классный руководитель

2

Наш класс.

Я и мои друзья

О праве на имя, на индивидуальность. Права учащихся в нашем классе. Дружба. Как не ссориться с друзьями. Разработка правил  поведения в классе (памятка)

Урок- игра

классный руководитель, педагог-психолог

3

Правила личной безопасности

Правила поведения и безопасности  на улице, на дороге, в общественных местах. Свой и чужой. Памятка «Правила безопасного поведения»

Беседа-размышление

классный руководитель

4

Главные ценности моей жизни

 

Дом, семья, Родина. Мы - многонациональный народ! Мы разные, но у нас равные права. Толерантность

Праздник -фестиваль
(с элементами кулинарного шоу)

классный руководитель, представители национальных диаспор,

родители

2 класс (1 раз в четверть)

1

Наша школа

 

Конституция – основной закон страны. Устав школы - основной закон ее жизни. Права и обязанности учащихся в школе. Ответственность учащихся. Памятка «Мои права и обязанности в школе»

Интерактивная беседа

классный руководитель

2

Основные документы, защищающие права ребенка

Какие есть права у ребенка. Конвенция ООН «О правах ребенка». Единство прав и обязанностей. Мои обязанности

Беседа с элементами игры

 

классный руководитель, ШУПР

3

Дом, в котором

я живу

 

О праве детей на жизнь в семье. Права и обязанности членов семьи. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Телефон доверия

Квест

«Охота за сокровищами»

классный руководитель, ШУПР

4

Кто и что меня защищает

Родители – первые защитники. Правоохранительные органы. Службы спасения. Службы, помогающие защитить права ребенка. Памятка «За помощью обращаться»

Урок-выставка рисунков

классный руководитель,

родители

3 класс (1 раз в четверть)

1

«Права растут»

   

Правила жизни в стране - законы. Главный закон страны. Я - гражданин России! Большие и малые законы. Устав школы

Работа в группах

классный руководитель

2

Я и мы

 

Мои соседи. Разные люди - равные права. Правила общежития. Идем в гости.  Некоторые правила этикета. Правила поведения в гостях

Урок-игра

классный руководитель

3

На экскурсии

 

О праве на отдых и досуг. Как организовать свой досуг? Правила поведения в общественных местах. Культурно-исторические места нашего города

Урок-экскурсия

классный руководитель,

родители

4

Праздники в России, связанные с защитой прав ребенка

День правовой помощи детям, День детского телефона доверия, День защиты детей

Урок-викторина

классный руководитель

4 класс (1 раз в четверть)

1

Уважать себя - уважать другого

 

О праве на защиту от незаконного вмешательства и посягательств на честь и репутацию ребенка. Чем люди отличаются друг от друга? Право на страже индивидуальных различий. Дети с ограниченными возможностями здоровья. Милосердие, благотворительность

Урок-рассуждение,

ролевая игра

классный руководитель

2

Учимся договариваться

 

Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписаные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения (в классе, семье, в кругу друзей и т.д.)

Урок-игра «Конфликт прав. Паутина конфликтов»

   

классный руководитель, педагог-психолог

3

Поступок или проступок?

 

Действие и бездействие. Поступки хорошие и плохие. Ответственность за свое поведение. Проступок. Разница между поступком и проступком. Поступок – проступок – правонарушениеХочу такой сайт

Беседа с элементами ролевой игры

классный руководитель, сотрудник ПДН

4

«Мои права – Моя ответственность»

 

Закрепление правовых знаний, формирование целостного  представления  о  правах и обязанностях, их взаимосвязи 

Интеллектуальная игра (по форме игры «Своя игра»)

классный руководитель,

ШУПР,

Родители,

эксперты

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

5 класс (1 раз в четверть)

1

Правила и мы

 

Правила нашей жизни, устав школы, правила поведения в школе (с учетом особенностей, связанных с переходом к обучению в среднем звене), дома, на улице, в общественных местах. Моя ответственность за дисциплину в школе. Безопасное поведение

Интерактивный урок «Ценность жизни»

 

классный руководитель, сотрудник ПДН

2

Что такое закон

и для чего он нужен?

 

Отличие законов от правил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка. Если закон и права ребенка нарушены. Службы, помогающие защитить права ребенка. Куда и как обращаться, если права нарушены. Школьный уполномоченный по правам ребенка

Беседа с элементами игры

классный руководитель, ШУПР

3

Твоя уличная компания

 

Друзья настоящие и ненастоящие. Что такое «плохая» компания и как в нее попадают. Как берут «на слабо». Правонарушения и их последствия. Как не попасть в «плохую компанию»: правила противостояния давлению 

Диспут с элементами тренинга

классный руководитель, сотрудник ПДН,

педагог-психолог

4

Безопасный интернет

 

О праве на информацию. Способы получения информации. Интернет - плюсы и минусы. Какие опасности подстерегают в интернете. Альтернативная организация досуга

Видеоурок-беседа

классный руководитель, педагог-психолог, ШУПР,

родители

6 класс (1 раз в четверть)

1

Порядок в обществе

Государство на страже. Правоохранительные органы, задачи и функции. Подразделение по делам несовершеннолетних. Правонарушения подростков и их возможные последствия. За что ставят на учет в полицию? Правопорядок в школе. За что ставят на внутришкольный учет

Урок-пресс-конференция

классный руководитель, сотрудник ПДН, административные работники школы, родители

2

Осторожно, конфликт!

 

Правила и нормы поведения. Нарушения норм и их последствия.  Ст. 115, 116 УК РФ (нанесение вреда здоровью небольшой степени тяжести, побои). Способы разрешения конфликта. Школьная служба примирения (медиации)

Беседа с элементами тренинга

классный руководитель, педагог-психолог

3

Школьное самоуправление

Что такое самоуправление и для чего оно нужно. Кто управляет школой. Устав школы о школьном самоуправлении. Право ребенка на участие в управлении образовательным учреждением.  Активная и социально ориентированная жизненная позиция. Как стать членом школьного самоуправления

Круглый стол

классный руководитель, члены школьного самоуправления

4

Право и здоровье 

 

О праве ребенка на защиту здоровья. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон? Как сказать «нет».  Ответственность за курение, употребления алкоголя, ПАВ

Диспут с элементами тренинга отказа

классный руководитель, педагог-психолог, нарколог, сотрудник ПДН

7 класс (1 раз в четверть)

1

Я – гражданин России 

 

Конституция – основной закон нашей страны. Гражданство. Что значит быть гражданином. Паспорт гражданина РФ. Почему паспорт выдается в 14 лет? Как получить паспорт. Как поступить в случае утраты паспорта, других документов?

Урок-конференция

классный руководитель, сотрудник ПДН

2

Как реализовать право ПРАВИЛЬНО

 

Правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность подростка. Права и ответственность несовершеннолетних с 14 лет.  Составление памяток: «Имею право и могу им воспользоваться» и «Несу ответственность по закону»

Беседа с элементами тренинга,

работа в группах

классный руководитель

3

Законы на страже

 

Кодекс об административных правонарушениях. Уголовный кодекс. 20 уголовных статей, по которым ответственность наступает с 14 лет. Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Учебно-воспитательные учреждения закрытого типа 

Конкурс проектов

классный руководитель, сотрудник ПДН

4

Как не стать жертвой преступления

 

Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Безопасные маршруты. Чего опасаться в интернете. Составление общих правил безопасности

Диспут с элементами тренинга,

работа в группах

классный руководитель, сотрудник ПДН

8 класс (1 раз в четверть)

1

Право, свобода, ответственность

 

Право как мера свободы и ответственности. Это сложное право быть свободным. Ответственность за нарушение прав и свобод. Уголовное право

Круглый стол

классный руководитель, сотрудник ПДН, педагог-психолог, ШУПР

2

Право на труд

 

Закон о защите детского труда. Трудоустройство несовершеннолетних. Трудовые права несовершеннолетних по Трудовой договор. Где и кем может работать несовершеннолетний? Куда пойти работать в свободное от учебы время

Беседа с элементами тренинга

классный руководитель, сотрудники центра занятости

3

Волонтерство: мода или добро?

 

Доброта, сопереживание, милосердия. История волонтерского движения. Волонтерство сегодня. Волонтерские и общественные организации нашего города

Диспут с элементами ролевой игры

классный руководитель, представители волонтерских и общественных объединений

4

Экстремизм – угроза обществу

 

Межнациональные отношения. Этнические конфликты.  Радикализм. Религиозный терроризм. Миролюбие, веротерпимость, толерантность. Ответственность за проявления экстремизма, терроризма. Проблемы общения. Приемы эффективного общения

Конкурс презентаций

или

Акция-конференция с элементами игры «Если бы…» (примеры сложных жизненных моментов, в которых надо проявить толерантность)

классный руководитель, ШУПР, сотрудник ПДН, представители национальных диаспор, религиозных конфессий,

родители

9 класс (1 раз в четверть)

1

Моя будущая семья

 

Законы о праве на семейную жизнь. Семейное право. Для чего нужна семья? Семья и брак. Семейный кодекс РФ. Добрачное поведение.  Права и обязанности членов семьи. Риски гражданского брака. Проблема неполных семей. Домашнее насилие

Круглый стол

с элементами ролевых игр

классный руководитель, ШУПР, родители

2

Все - в суд?

 

Право на справедливый суд. В каких случаях следует обращаться в суд? В какой именно суд следует обращаться? Защита своих прав в суде. Мое право на адвоката

Деловая игра

классный руководитель, представители юридического сообщества

3

Профессиональное образование

 

Право на получение профессионального образования. Виды профессионального образования. Государственные и негосударственные образовательные учреждения. Бесплатное профессиональное образование. Платные образовательные услуги. Оформление налоговых вычетов при получении платного профессионального образования

Ярмарка профессий

классный руководитель

4

Права в международных
и российских законодательных  актах в области защиты прав человека

Итоговое занятие

Конвенция ООН о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека ООН, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Федеральный закон  от 24.07.1998  124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Брейн-ринг

классный руководитель, ШУПР, представители юридического сообщества,

родители

СТАРШАЯ ШКОЛА

10 класс (1 раз в полугодие)

1

Права и обязанности гражданина

Я - гражданин России с точки зрения права. Гражданское право. Избирательное право. Трудовое право. Семейное право. Административное право Уголовное право. Ответственность за преступления

Круглый стол

классный руководитель, ШУПР, представители юридического сообщества

2

Защита права собственности»

 

Что такое право собственности? Формы собственности. Авторское право и интеллектуальная собственность. Памятка «Самозащита права собственности»

Беседа с элементами деловой игры

классный руководитель, представители юридического сообщества

11 класс (1 раз в полугодие)

1

Все на выборы!

Право на право выбора. Свобода мысли и самовыражения. Выборы достойного кандидата

Деловая игра

классный руководитель,

представитель избирательной комиссии

2

Варианты моего будущего

Итоговое занятие

Жизнь в обществе. Смысл жизни – мой выбор. Мой выбор – моя ответственность. Что мы выбираем. Как найти свое место в жизни. Как оставить след в истории и не наследить. 

Квест

«Смысл жизни»

классный руководитель,

ШУПР,

родители

   

Перечень нормативных правовых документов

 

1.       «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).  

2.       Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод) (Рим, 04.11.1950).

3.       Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16.12.1966).

4.       Декларация о правах инвалидов (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1975).

5.       Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989).

6.       Конституция Российской Федерации.

7.       Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

8.       Федеральный закон  от 24.07.1998  №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

9.       Федеральный закон  от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

10.  Федеральный закон от29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».

11.  Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2009 №986
«Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

12.  Гражданский кодекс Российской Федерации.

13.  Семейный кодекс Российской Федерации.

14.  Трудовой кодекс Российской Федерации.

15.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

16.  Уголовный кодекс Российской Федерации.

17.  Областной закон от 15.03.2007 №643-ЗС «Об уполномоченном
по правам человека в Ростовской области».

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.03.2019

Дата обновления: 18.03.2019

Дата публикации: 18.03.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».